TV online

Первый канал




Открытое акционерное общество «Первый канал» — крупная Российская телекомпания. Обладает наибольшим охватом аудитории РФ (98,8 % населения)[6] Реестр лицензий). Второй по возрасту телеканал СССР и России после петербургского Пятого канала. Вещает из Москвы, штаб-квартира находится в телецентре «Останкино», на улице Академика Королёва, 12. Позиционируется как главный телеканал страны.

Первый канал ведёт свою историю от Первой программы ЦТ СССР, выходившей в эфир с 1951 года, и является старейшим массовым телеканалом в России. В конце 1991 года Центральное телевидение было заменено РГТРК «Останкино» и был основан 1-й канал Останкино, существовавший до 1995 года. 25 января 1995 года было основано ОРТ. 1 апреля 1995 года был образован Первый канал, в то время называвшийся «Общественное российское телевидение» (ОРТ) до 2 сентября 2002 года. Первый канал заменил РГТРК «Останкино» 1 апреля 1995 года. Историческое название «Первый канал» было возвращено телеканалу в 2002 году (хотя название ОРТ упоминается на канале и на его сайте вплоть до наших дней). 1 июня 2011 года канал перешёл на вещание в формате 16:9[7].

Телеканал ОРТ («Общественное Российское Телевидение», теперь — «Первый канал») вышел 1 апреля 1995 года на частоте «1-го канала Останкино». РГТРК «Останкино» занимала первый канал с декабря 1991 года. К началу 1995 года РГТРК «Останкино» начала терять свои позиции. Социологические опросы, проводившиеся в тот момент в Москве показывали, что телеканал значительно уступал в дневное время каналу 2х2, в вечернее время НТВ. В связи с этим было принято решение закрыть телеканал. ОРТ создавался для того, чтобы восстановить интерес к первому каналу российского телевидения.

История

Советский период

Первая программа Гостелерадио СССР существовала с 22 марта 1951 года. Изначально это был второй телеканал в СССР, без постоянного вещания, однако со временем появились и другие каналы. Первая программа не имела чётко выраженной тематики, транслируя как новостные, такие как программа «Время», так и музыкальные программы, и кинофильмы, советские мультфильмы, а также образовательные программы, такие как «Клуб путешественников» и «В мире животных», юмористические программы: «Вокруг смеха», «КВН» и "Кабачок «13 стульев», детские: «В гостях у сказки», «Будильник», «АБВГДейка», телеигры: «Поле чудес», «Счастливый случай», «Что? Где? Когда?», развлекательные: «МузОбоз», «Утренняя звезда», «Голубой огонёк», общественно-политические программы «Взгляд» и «До 16 и старше».

Основной заставкой первой программы была звезда-антенна на синем фоне с движущимися кольцами, символизирующими радиоволны, и подписью внизу «I программа», которая затем менялась на «ТВ СССР». Примерно в феврале 1988 года заставка была изменена: круги стали неподвижными, исчезла надпись «ТВ СССР», а фон стал светло-голубым с белым градиентом.

Первая половина 90-х

С конца 1991 года «Первая программа» перестала существовать и её заменил «1-й канал Останкино» в составе РГТРК «Останкино» — основанного на базе Гостелерадио СССР. Председателями ГТРК «Останкино» в разное время были Егор Яковлев и Александр Яковлев.

В начале 1995 года «Останкино» окончательно потеряло свои, в прошлом лидирующие, по отношению к другим каналам, позиции. Социологические данные исследования телевизионной аудитории по Москве, проводимые в то время, показывали, что «Останкино» значительно уступало по объёму аудитории в дневное время телеканалу 2х2, а в вечерние часы — НТВ, в связи с этим было принято решение закрыть телеканал. Указом Президента 6 октября 1995 года телерадиокомпания «Останкино» была ликвидирована.

ОРТ и Первый канал

1994—1998 годы. Основание. Завоевание позиций

Общественное Российское Телевидение было создано по инициативе Ассоциации Независимых Телепроизводителей, которая объединяла телекомпании ВИD, АТВ и Класс!. 29 ноября 1994 года Президент Российской Федерации издаёт указ «О совершенствовании эксплуатации первого частотного (г. Москва) канала телевидения и сети его распространения»[8] согласно которому первый телевизионный канал передавался Акционерному Обществу «Общественное Российское Телевидение». Согласно этому же указу соучередителем и совладельцем Общественного Российского Телевидения становилась РГТРК «Останкино».

Первым Генеральным директором ОРТ стал известный тележурналист Владислав Листьев, который вскоре вводит на своём канале мораторий на рекламу, Председателем Совета Директоров ОРТ стал Председатель РГТРК «Останкино» Александр Яковлев, Генеральным продюсером ОРТ стал Константин Эрнст[9], продюсером просветительских и художественных программ — Сергей Шумаков. После убийства Листьева генеральным директором телеканала стал Сергей Благоволин, генеральным директором телекомпании ВИD — Александр Любимов, а Борис Березовский появился в качестве владельца крупнейшей доли акций ОРТ. Были закрыты ряд программ — «Политбюро» и «Дело», ведущим программы «Тема» стал Дмитрий Менделеев, ведущими программы «Час пик» стали ведущие ночного выпуска новостей Сергей Шатунов и Дмитрий Киселёв. Основным политическим ток-шоу стала программа «Один на один», ведущим которой стал Александр Любимов. Производителем информационных программ для ОРТ стала ИТА РГТРК «Останкино»[10], при этом она совместно с телекомпанией REN-TV стала производить программу «Версии».

Вещание началось с 1 апреля 1995 года. В первые месяцы вещания мораторий на коммерческую рекламу всё ещё оставался в силе, транслировалась исключительно социальная реклама, в том числе и цикл «Русский проект»[11]. Телекомпания GMS, занимавшая часть эфирного времени 1-го канала Останкино с 1994 года, окончательно завершила своё вещание.

1 октября 1995 года была закрыта программа «Версии», а вокруг REN-TV стала создавать телесеть — Независимая Вещательная Система и в 1997 году программы REN-TV стали выходить на отдельном, 49-м канале[12]. В сентябре 1995 года были также закрыты телеигра «Пойми меня» и развлекательная программа «Иванов, Петров, Сидоров», производившиеся телекомпанией АТВ, после чего «Пойми меня» стала выходить на НТВ, а «Иванов, Петров, Сидоров» на РТР. После назначения Сергея Шатунова ответственным выпускающим новостных программ телеканала ОРТ одним из ведущих программы «Час пик» стал Андрей Разбаш. 12 октября 1995 года была упразднена РГТРК «Останкино» и ОРТ стало самостоятельно производить информационные программы.

В 1996 году Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Ксения Пономарёва. Ведущими программы «Время» стали Арина Шарапова и Игорь Гмыза, ведущими дневных новостей Игорь Выхухолев, Александра Буратаева, Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов. В октябре 1996 года, после неудачи на ОРТ аналитической программы «19.59» (аналитическая программа «Воскресенье» была закрыта в апреле 1996 года, после ухода с ОРТ Нелли Петковой, которая заменила в 1995 году прежнего ведущего программы Сергея Алексеева) и закрытия на НТВ программы «Характеры» (заменила собой «Версии», перешедшие в октябре 1995 года на НТВ), на ОРТ вернулся Сергей Доренко и стал выходить итоговый выпуск программы «Время» получивший название «Информационно-аналитическая программа Время с Сергеем Доренко». В самом конце 1996 года с ОРТ на REN-TV перешёл Дмитрий Киселёв. Андрей Разбаш остался единственным ведущим программы «Час пик»

20 октября 1996 года в Украине ОРТ был заменён на телеканал Интер.

Осенью 1997 года ОРТ прекратил показ матчей футбольной Лиги Чемпионов УЕФА, передав права на трансляцию телекомпаниям НТВ и НТВ-Плюс[13]. В октябре 1997 года Генеральным директором ОРТ стала Ксения Пономарёва, а Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Александр Любимов (вскоре на должности Генерального директора Телекомпании ВИD его заменила Лариса Синельщикова).

17 ноября 1997 года на частотах ОРТ в Казахстане начал вещание ОРТ-Евразия.

12 февраля 1998 на собрании акционеров ОРТ ЗАО «Общественное российское телевидение» преобразовано из закрытого акционерного общества в открытое[14].

В 1998 году Генеральным директором ОРТ стал Игорь Шабдурасулов, Дирекцию информационных программ ОРТ возглавил Сергей Доренко. Вместо программы «Час пик» стала выходить программа «Здесь и сейчас», ведущим которой стал Александр Любимов, который также занял должность Председателя Совета Директоров Телекомпании ВИD.

В разные времена на ОРТ начинали вещать другие независимые вещатели, например Межгосударственная телерадиокомпания «Мир» с программой «Вместе», в которой ведущие разных национальностей пытаются разобраться в актуальных проблемах современности.

1998—2000. Продажа акций Березовского. Сергей Доренко

Дефолт 1998 года очень сильно ударил по телевидению. Было сокращено производство ряда передач и заморожен ряд планировавшихся ранее к запуску телепроектов[15]. В 1999 году произошел Обвал рекламного рынка, была угроза ликвидации ОРТ и всех остальных центральных телеканалов. Одновременно телеканал сменил своего рекламного партнёра — им стало рекламное агентство Видео Интернешнл (ранее рекламное время канала продавало агентство Премьер-СВ)[16].

В 1999 году Борису Березовскому принадлежит 49 % акций телеканала. Наряду с ТВ-6, «Нашим радио», «Коммерсантом» и «Независимой газетой», REAL Records телеканал вошёл в медиаимперию Бориса Березовского[17].

Осенью 1999 года Генеральным директором ОРТ стал Константин Эрнст, Дирекцию информационных программ ОРТ возглавила Татьяна Кошкарёва. Сергей Доренко стал вести другую аналитическую программу, получившую название «Авторская программа Сергея Доренко», а "Информационно-аналитическую программу «Время» по субботам стал вести Павел Шеремет и программа стала называться "Аналитическая программа «Время».[18] Ведущими дневных выпусков Игорь Гмыза и Александра Буратаева. Выпуск новостей в 18.00 был увеличен до 25 минут, программа стала называть «Новости. Вечерний выпуск», ведущей которой стали Жанна Агалакова и Игорь Выхухолев. Программа «Время» стала называться «Время. Информационный канал». В состав информационного канала, помимо основного информационного блока, входили аналитические программы «Здесь и сейчас» Александра Любимова и «Однако» Михаила Леонтьева, блоки спортивной информации с комментатором в студии (впоследствии рубрика была убрана из программы)[19] и прогноз погоды. Ведущими программы «Время» стали Екатерина Андреева и Кирилл Клеймёнов.

Благодаря телеведущему Сергею Доренко, в 90-е годы агрессивно и не всегда аргументировано критиковавшему оппозиционных политиков, появилось понятие «телекиллер» («медиакиллер»)[20]. Александр Мельман утверждает[21], что во время катастрофы лодки «Курск» Доренко выполнял заказ Бориса Березовского.

1 сентября 1999 года вместо ОРТ в Молдове был создан телеканал Prime.

С января по октябрь 2000 года, после ухода Павла Шеремета программа Доренко стала выходить по субботам, а ведущей т. н. аналитической программы стала Екатерина Андреева и программа стала называться «Время. Воскресный выпуск». Программа «Здесь и сейчас» стала выходить в рамках программы «Время», которая получила название «Время. Информационный канал». Александра Буратаева в связи с избранием депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации покинула ОРТ. Также после конфликта с новым руководством канал покинул спортивный комментатор, ведущий программы «Футбольное обозрение» Владимир Перетурин[22].

Весной 2000 года у двух российских телекомпаний — ОРТ и ТВЦ закончились лицензии на вещание. Лицензия ОРТ истекала 24 мая 2000 года, а лицензия ТВЦ 20 мая 2000 года[23]. После этого телеканалы получили временное разрешение на вещание[24]. В то же время на частоты телеканалов (1 и 3 ТВК в Москве) Министром печати РФ Михаилом Лесиным был объявлен конкурс, который выиграла телекомпания ОРТ (единственным конкурентом ОРТ на конкурсе была телекомпания «РТР-сигнал»). Эфир был сохранён на 5 лет[25][26][27].

27 августа 2000 года, во время пожара на останкинской телебашне, вещание ОРТ прекратилось и перешло на частоту телеканала «Столица», одного из двух телеканалов, работавших в то время в Москве. К 30 августа 2000 года удалось наладить вещание «Совместного канала ОРТ+РТР», на котором транслировались передачи обоих каналов. На экране были оба логотипа канала: РТР (ныне — телеканал «Россия») в левом верхнем углу и ОРТ (ныне — «Первый канал») в правом верхнем углу; внизу находилась подпись «Совместный канал ОРТ-РТР».[28] В других городах каналы продолжали вещать по отдельности.[29]

В сентябре 2000 года Борис Березовский продал свою долю (49 % акций) ОРТ[30]. «Авторская программа Сергея Доренко» была закрыта после увольнения её ведущего, а также громкого скандала с нелицеприятным освещением ОРТ и НТВ трагедии АПЛ «Курск»[31][32].

2000—настоящее время. Новый облик. «Первый канал»

В сентябре и октябре 2000 года на канале произошла «большая революция», то есть кардинальное изменение сетки вещания. ОРТ переживал творческий кризис, из-за чего пришлось закрыть 12 программ[33]. 1 октября 2000 года телеканал кардинально сменил оформление. Кроме того, в сезоне 2000—2003 годов было произведено полное обновление эфира, появилось большое количество новых программ, таких, как «Времена», «Время футбола», «Кто хочет стать миллионером?», «Последний герой», «Ночная смена», «Другое Время», «Слабое звено», «Шутка за шуткой», «Народ против», «Русская рулетка», «Фабрика звёзд», «Путешествия натуралиста», «Дог-шоу», «Кумиры», «Независимое расследование», «Сами с усами» и др.[34][35] Примерно в то же время на телеканале произошли изменения в дирекции информационных программ[36]. Её возглавил бывший зампредседателя ВГТРК Сергей Горячев[37].

22 октября 2000 года была закрыта программа «Время: Воскресный выпуск». До 2001 года ОРТ не имело собственных воскресных аналитических программ, а вместо них выходило выполняющее функции итоговой программы аналитическое ток-шоу «Времена», ведущими которого стали Владимир Познер и Жанна Агалакова[38]. В этом же году была закрыта программа «Тема». В апреле 2001 года были закрыты программа «Взгляд» и «Здесь и сейчас», а Александр Любимов был назначен Первым заместителем Генерального Директора ОРТ/Первого канала, пробыв на этой должности до весны 2003 года[39].

Осенью 2001 года ночной выпуск новостей был закрыт[40], а вместо него стала выходить информационно-аналитическая программа «Ночное время» ведущим которой стал бывший корреспондент канала Андрей Батурин. На канал пришли некоторые звёзды старого НТВ, среди них Дмитрий Дибров[41], Николай Николаев, Пётр Марченко[42], Павел Любимцев, а также Арина Шарапова (с ТВ-6[43]).

В октябре 2001 года телеканал покинул продюсер просветительских, развлекательных и художественных программ Сергей Шумаков, запустивший ранее на канале такие программы, как «Кто хочет стать миллионером?», «Большая стирка» и «Доброе утро». После ухода с ОРТ Сергей стал главным продюсером и заместителем гендиректора канала НТВ[44].

В то же время канал наравне с РТР, НТВ и ТВ-6 активно освещал такие общенациональные и мировые кризисы, как катастрофа и подъём АПЛ «Курск» (август 2000—2001), 11 сентября 2001 года[45][46], террористический акт на Дубровке (23—26 октября 2002 года)[47][48][49], война в Ираке[50], теракт на пивном рок-фестивале «Крылья» (5-6 июля 2003)[51], теракты в метро[52], террористический акт в Беслане (1—3 сентября 2004 года)[53][54].

25 июня 2002 года в Белоруссии ОРТ прекратил свое вещание и был заменён на ОНТ.

29 июля 2002 года на годовом собрании акционеров ОРТ было принято решение о переименовании телекомпании.[55][56]

2 сентября 2002 года телекомпания ОРТ поменяла своё название и стала называться ОАО «Первый канал», международное отделение — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», компания по производству видеокассет, впоследствии DVD-дисков — «Первая видеокомпания», а сайт — www.1tv.ru[57]. Причина переименования — смена лица, исчезновение многих передач, много лет выходивших на ОРТ. Концепция вещания осталась прежней — ставка была сделана на массового зрителя и преимущественно на развлекательное вещание, с успехом прошли запущенные телеканалом проекты «Фабрика звёзд» (в сезоне 2002—2003 годов вышло два сезона этого проекта)[58] и «Последний герой»[59]. В то же время телеканал часто критиковался за достаточно слабую информационно-аналитическую составляющую вещания[60].

В преддверии парламентских выборов 2003 года было запущено авторское ток-шоу перешедшей с ТВС Светланы Сорокиной «Основной инстинкт»[61][62], программа Михаила Леонтьева «Театр кукол»[63] и итоговая информационно-аналитическая программа в лице воскресного выпуска программы «Время», его ведущими стали Пётр Марченко и Андрей Батурин. Программа «Времена» же немного изменила формат и стала выходить в эфир в 18:00 вместо 22:30[64].

В том же году Первый канал вместе с ДТВ, Rambler Телесеть, телекомпаниями ВИD и АТВ участвовал в конкурсе на частоту телеканала Дарьял ТВ с концепцией своего телеканала. Частота была выставлена на конкурс по причине демонстрации рекламы спиртных напитков и невыхода в эфир на ряде частот, указанных в лицензии[65].

4 сентября 2002 года в Латвии, Литве и Эстонии «Первый канал» был заменён на Первый Балтийский Канал.

С 24 марта 2003 года, в целях «более полного и подробного информирования российских зрителей о последних событиях в Ираке» Первый канал перешёл на круглосуточное вещание, выпуски новостей выходили каждый час[50]. Были задействованы все основные ведущие новостей: Екатерина Андреева, Кирилл Клеймёнов, Пётр Марченко, Андрей Батурин, Ольга Кокорекина, Жанна Агалакова, Евгений Агошков, а также Владимир Познер и Светлана Сорокина. Спустя некоторое время круглосуточное вещание было отменено. С 1 октября 2003 года было запущено круглосуточное вещание на постоянной основе[66]. С первого дня вещания ночное вещание формируют американские художественные фильмы. Одновременно был запущен ночной канал публицистических и документальных передач «Новый день»[67], а программа Дмитрия Диброва «Апология» была закрыта по желанию ведущего[68].

В ноябре 2003 года произошёл переход на частичное стереовещание.[69] Телеканал становится самым прибыльным среди всех российских телеканалов.[70]. С ноября 2003 по 14 декабря 2008 в левом нижнем углу экрана периодически стоял логотип стереозвучания в виде двух перекрещённых квадратов[71] — опознавательный знак для передач в формате стерео. Использовался в телепередачах «Последний герой», «Можешь? Спой!», «Угадай мелодию», «Фабрика звёзд», «Большие гонки», «Две звезды», «Новогодняя ночь на Первом канале», «Цирк со звёздами», «Золотой граммофон», «Звёзды на льду», в некоторых фильмах, сериалах, спортивных трансляциях, концертах и развлекательных передачах канала. Последний раз данный идентификатор появился в эфире 14 декабря 2008 года и был убран.

В ноябре 2004 года директором Дирекции информационных программ Первого канала был назначен Кирилл Клеймёнов. Заместителем руководителя ДИП назначен Алексей Бродский, работавший в программе «Доброе утро» и исполнительным директором Дирекции информационного вещания канала ТВС. После их прихода начинается реформа информационной службы: в разное время эфир покинули Пётр Марченко, Андрей Батурин, Вячеслав Крискевич, Оксана Ростовцева и др., в эфире в разное время появились Дмитрий Борисов, Юлия Панкратова, Максим Шарафутдинов, Валерия Кораблёва, Анатолий Лазарев, Пётр Толстой, Виталий Елисеев и Наталья Семенихина.

В 2005 году была закрыта программа «Ночное время», а ночной выпуск новостей был восстановлен. Воскресный выпуск также претерпел значительные изменения (увеличил хронометраж с 45 минут до 1 часа, его ведущим стал Пётр Толстой, а программа стала называться «Воскресное Время») (до этого ведущий говорил «Итоги уходящей недели в воскресной программе Время…»[72]). Вместе с «Ночным временем» из эфира канала ушли передачи «Основной инстинкт», «В мире животных», «Путешествия натуралиста», «Документальный детектив», «Дог-шоу»[73][74][75]. Телеканал покидают Евгений Агошков и Светлана Сорокина[76]. Телеканал выкупил права на трансляцию одного центрального матча в неделю Российской футбольной премьер-лиги и продлил права на трансляцию матчей национальной футбольной сборной[77].

В сезоне 2006—2007 годов в эфире телеканала появился ещё ряд развлекательных проектов, среди которых танцевальное шоу «Звёзды на льду»[78], музыкальное шоу «Две звезды», шоу талантов «Минута славы», развлекательное шоу «Цирк со звёздами», а также проект «Комеди клаб на Первом». Многие проекты оказались успешными и имели продолжения в будущем. С успехом на канале также прошёл и сериал «Ленинград»[79].

В 2008 году на месте бывшей концертной студии «Останкино»[80] был запущен новый информационный комплекс. Осуществлен переход с аналогового на цифровое вещание[81].

1 апреля 2010 года Первому каналу исполнилось 15 лет.

1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России, перешёл на формат вещания 16:9 (для цифрового и спутникового вещания), а также на 14:9 (для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей). До конца июля показ рекламы происходил в формате 4:3 (некоторые ролики смогли пристроиться к формату Первого). С 1 августа реклама полностью перешла на новый формат Первого канала.

В сентябре 2011 года сериалы «Детективы» и «След» перешли на Пятый канал. В преддверии парламентских выборов 2011 года в эфире канала появилось сразу несколько общественно-политических ток-шоу, среди которых «Свобода и справедливость» Андрея Макарова, перешедшая из эфира РЕН ТВ[82][83], «Гражданин Гордон» Александра Гордона[84] и «В контексте» Максима Шевченко, пришедшая на смену программе «Судите сами».

В ближайшем будущем телеканал планировал закончить строительство собственного телецентра. Ещё в 2004 году для его строительства был выделен участок площадью 3 га на Олимпийском проспекте[85]. Телеканал обязался спроектировать объект до конца 2008 года, однако позже срок реализации проекта был продлен ещё до 2010 года. В 2012 году было принято решение построить собственный медиапарк на территории завода «Серп и молот», так как территория на Олимпийском проспекте уйдёт для возведения объектов к предстоящему Чемпионату мира по футболу 2018 года[86].

Хронология названий телеканала

Дата Название
1 апреля 1995 года — 1 сентября 2002 года «Общественное Российское Телевидение»
30 августа 2000 года — 3 сентября 2000 года (Москва и область) «Совместный канал ОРТ+РТР из-за пожара на Останкинской телебашне в Москве»
2 сентября 2002 года — по наше время Первый канал

Логотипы

Телеканал сменил 3 логотипа. Нынешний — 4-ый по счёту.

Располагается в верхнем правом углу. С 12 августа 2005 года не убирается при показе рекламы.

Первый канал лого 1995.svg.png Первый канал лого 1995-1996.png Первый канал лого 1997-2000.png 1канал-5.svg
Первый логотип ОРТ с 1 апреля по 30 сентября 1995 года. Второй логотип ОРТ с 1 октября 1995 по 31 декабря 1996 года. Третий логотип ОРТ с 1 января 1997 по 30 сентября 2000 года.[87] Четвёртый логотип ОРТ и Первого канала с 1 октября 2000 по настоящее время.[88]

Слоганы

  • «Это — Первый!» — весна и лето 1995 года.
  • «Посмотрим?!» — с 1999 по 2003 год.
  • «Первый покажет» — с 2003 по 2005 год.
  • «Формула Первого» — с 2006 по 2007 год.
  • «Команда Первого. Асы эфира» — с 2007 по 2009 год.
  • «Шанс на свежее телевидение», «Право на свежее телевидение», «Пора свежего телевидения», «Время свежего телевидения» — с 2009 года по февраль 2011 года.
  • «Всегда на Первом месте» — с 2012 года.

Вещание

Эфирное вещание осуществляется по системе аналогового цветного телевидения SECAM, формат 14:9 — для обычной антенны и кабельных аналоговых сетей) и 16:9 — для цифрового и спутникового вещания (до 1 июня 2011 вещание происходило в формате 4:3). С ноября 2003 года канал частично перешел на стереовещание.[89] 1 июня 2011 года Первый канал, первым из федеральных каналов России перешёл в формат вещания 14:9 (для аналогового эфирного и кабельного вещания) и 16:9 (для цифрового спутникового, кабельного и эфирного вещания)[7]. Первый канал входит в состав первого мультиплекса цифрового эфирного телевидения DVB-T2, а также обязателен к бесплатному распространению в кабельных и спутниковых сетях. Первый канал имеет четыре временных дубля для вещания на восточные регионы России, транслируемых через спутник. В некоторых городах вещает также по радио, из-за расположения частот канала в некоторых городах.

Первый канал. Всемирная Сеть

Вещанием Первого канала за рубежом с 1999 по 2002 гг. занималось ЗАО «ОРТ-международное»[90], а с 2002 года по сей день — ЗАО «Первый канал. Всемирная Сеть», чье вещание охватывает весь мир.

Спутниковое вещание

Спутниковое вещание осуществляется в пакетах НТВ-Плюс, Триколор ТВ, Платформа DV, Телекарта ТВ, Орион Экспресс, Радуга ТВ, GlobeCast.

Телетекст

Телевизионный канал обладает самым информационно наполненным телетекстом из российских каналов и содержит в себе:

  • Программа передач Первого канала
  • Прогноз погоды по стране, Европе и мировым курортам
  • Курсы валют
  • Новости, спорт
  • Анонсы передач
  • Субтитры для некоторых программ (888-я страница телетекста)
  • Рекламу, объявления и справочные телефоны
  • Кухня народов мира
  • Полезные советы
  • Время
  • Дата

Акционеры

  • Росимущество — 38,9 %
  • ОРТ-КБ — 24 %
  • ИТАР-ТАСС — 9,1 %
  • Телевизионный технический центр — 3 %
  • Национальная Медиа Группа — 25 %[91]

Руководители

Генеральные директоры

  • Владислав Листьев (1995)
  • Сергей Благоволин (1995—1997)
  • Ксения Пономарёва (1997—1998)
  • Игорь Шабдурасулов (1998—1999)
  • Константин Эрнст (с 1999)

Генеральные продюсеры

  • Константин Эрнст (1995—2001)[92]
  • Александр Файфман (с 2001)

Председатели Совета Директоров

  • Александр Яковлев (1995—1998)
  • Виталий Игнатенко (1998—2001)
  • Михаил Пиотровский (2001—2005)[93][94]
  • Сергей Нарышкин (2005—2009)[95]
  • Сергей Собянин (2009—2010)[96][97]
  • Анатолий Торкунов (с 2011)[98]

Первые заместители Генерального директора

  • Бадри Патаркацишвили (до 2001[99])
  • Александр Любимов (2001—2003[100])
  • Александр Цекало (2007—2009[101])
  • Александр Файфман (2009—н. в.)

Директоры общественных связей

  • Игорь Буренков (2000—2007)
  • Лариса Крымова (с 2007[102])

Руководители аналитической дирекции

  • Марат Гельман (2002—2004)[103]

Дирекции

Дирекция информационных программ

Производством информационных программ для Первого канала занимается Дирекция информационных программ Первого канала. Информационными программами Общественного Российского Телевидения стали «Новости» и «Время», производившиеся совместно с Информационным Телевизионным Агентством до 1996 года, а с 10 марта 1996 года самостоятельно и Версии (ведущий — Сергей Доренко) производившиеся совместно с Телекомпанией REN-TV, закрытые 1 октября 1996 года, аналитической программой оставалось «Воскресенье» (ведущий — Сергей Алексеев, вскоре покинувший ОРТ) производившееся совместно с Информационным Телевизионным Агентством, заменённая программой «19.59», которая также была вскоре закрыта, а с октября 1996 года «Время» (ведущий — Сергей Доренко). Таким образом в основу информационной службы Общественного Российского Телевидения полностью легла информационная служба Российской Государственной Телерадиокомпании «Останкино».

Главные продюсеры
  • Ксения Пономарёва (1996—1997)
  • Сергей Доренко (1998—1999)
  • Рустам Нурзикулов (1999—2000)
Заместители директора Дирекции информационных программ
  • Михаил Светличный (1995 — ?)
Директоры
  • Александр Любимов (13 октября 1997 — март 1998)
  • Татьяна Кошкарёва (июнь 1999 — сентябрь 2000)
  • Сергей Горячев (с сентября 2000 по 2004 год)[104]
  • Кирилл Клеймёнов (с 2004)[105][106]

Дирекция кинопоказа и кинопроизводства

С 1995 года продюсером Дирекции кинопоказа является Анатолий Максимов[107]. С 2002 года дирекцию кинопроизводства возглавляет Джаник Файзиев.

Дирекция спортивных программ

С 1995 года директором Дирекции спортивных программ является Николай Малышев. Основные спортивные комментаторы и ведущие новостей спорта канала в 2000-е годы — Виктор Гусев, Константин Выборнов (уволился в 2009 году), Владимир Топильский, Владимир Гомельский, Андрей Голованов, Владимир Гендлин, Геннадий Орлов (во время крупных футбольных турниров) и другие.

Студия спецпроектов

Подразделение, которое занимается производством ток-шоу для Первого канала («Пусть говорят», «Основной инстинкт», «Судите сами», «Малахов+» и др.[108])

Дирекция музыкального вещания

Подразделение по производству музыкальных программ.

Руководители

  • Илья Бачурин (2000—2003)[109]
  • Юрий Аксюта (с февраля 2003 года)

Музыкальные оформители

  • 1995Владимир Рацкевич
  • 19962000Сергей Чекрыжов, музыка в шпигеле программы «Время» звучит с 1996 года до сих пор.
  • 2000—н.в. — Олег Литвишко

Телеведущие канала

  • Екатерина Андреева
  • Сергей Бабаев
  • Надежда Бабкина
  • Борис Берман
  • Дмитрий Борисов
  • Вера Брежнева
  • Александр Васильев
  • Татьяна Васильева
  • Лариса Вербицкая
  • Василиса Володина
  • Юрий Вяземский
  • Алексей Галатинов
  • Татьяна Герасимова
  • Александр Гордон
  • Нонна Гришаева
  • Виктор Гусев
  • Лариса Гузеева
  • Дмитрий Дибров
  • Виталий Елисеев
  • Михаил Ефремов
  • Ильдар Жандарёв
  • Игорь Жижикин
  • Вячеслав Зайцев
  • Ирада Зейналова
  • Светлана Зейналова
  • Юлия Зимина
  • Александр Ильин
  • Тимур Кизяков
  • Елена Кизякова
  • Валерия Кораблёва
  • Сергей Колесников
  • Борис Крюк
  • Анатолий Лазарев
  • Яна Лапутина
  • Мария Лемешева
  • Михаил Леонтьев
  • Илзе Лиепа
  • Андрей Макаров
  • Антон Макарский
  • Андрей Малахов
  • Елена Малышева
  • Гарик Мартиросян
  • Александр Масляков
  • Александр Масляков (мл.)
  • Сергей Медведев
  • Лариса Медведская
  • Екатерина Мцитуридзе
  • Кирилл Набутов
  • Дмитрий Нагиев
  • Юрий Николаев
  • Александр Олешко
  • Иван Охлобыстин
  • Юлия Панкратова
  • Леонид Парфёнов
  • Валдис Пельш
  • Алексей Пиманов
  • Валентина Пиманова
  • Владимир Познер
  • Антон Привольнов
  • Елена Проклова
  • Сергей Светлаков
  • Наталья Семенихина
  • Ирина Слуцкая
  • Тимур Соловьёв
  • Екатерина Стриженова
  • Роза Сябитова
  • Олег Тактаров
  • Дмитрий Терехов
  • Марк Тишман
  • Пётр Толстой
  • Сергей Тугушев
  • Андрей Туманов
  • Иван Ургант
  • Ольга Ушакова
  • Эвелина Хромченко
  • Александр Цекало
  • Елена Чекалова
  • Яна Чурикова
  • Арина Шарапова
  • Максим Шарафутдинов
  • Максим Шевченко
  • Дмитрий Шепелев
  • Михаил Ширвиндт
  • Сергей Шолохов
  • Мария Шукшина
  • Борис Щербаков
  • Алексей Ягудин
  • Леонид Якубович

Ведущие и сотрудники прошлых лет

В творческом коллективе канала в разное время работали следующие известные люди:

  • Константин Абаев
  • Амаяк Акопян
  • Сергей Алексеев
  • Владимир Байрачный
  • Андрей Батурин
  • Леся Башева
  • Дана Борисова
  • Михаил Боярский
  • Татьяна Буланова
  • Александра Буратаева
  • Жанна Агалакова
  • Юрий Васильев
  • Павел Веденяпин
  • Игорь Верник
  • Алексей Весёлкин
  • Игорь Вознесенский
  • Константин Выборнов
  • Игорь Выхухолев
  • Владимир Гаврилов
  • Максим Галкин
  • Георгий Галустьян
  • Матвей Ганапольский
  • Игорь Гмыза
  • Лариса Грибалёва
  • Юрий Григорьев
  • Юлий Гусман
  • Наталья Дарьялова
  • Сергей Доренко
  • Николай Дроздов
  • Елена Ищеева
  • Дмитрий Киселёв
  • Мария Киселёва
  • Николай Ковбас
  • Ольга Кокорекина
  • Валерий Комиссаров
  • Юрий Краузе
  • Лариса Кривцова
  • Вячеслав Крискевич
  • Виктор Кряковцев
  • Александр Любимов
  • Павел Любимцев
  • Андрей Макаревич
  • Михаил Марфин
  • Пётр Марченко
  • Дмитрий Менделеев
  • Вахтанг Микеладзе
  • Лолита Милявская
  • Александр Мирзаян
  • Всеволод Нерознак
  • Николай Николаев
  • Владимир Перетурин
  • Евгений Петросян
  • Юлия Пустовойтова
  • Оксана Пушкина
  • Александр Семчев
  • Глеб Скороходов
  • Владимир Соловьёв
  • Светлана Сорокина
  • Сати Спивакова
  • Ксения Стриж
  • Александр Стриженов
  • Фёдор Стуков
  • Юрий Стыцковский
  • Евгений Стычкин
  • Владимир Сухой
  • Михаил Таратута
  • Виктор Татарский
  • Фёкла Толстая
  • Игорь Угольников
  • Игорь Фесуненко
  • Олег Филимонов
  • Николай Фоменко
  • Дмитрий Хаустов
  • Юлианна Шахова
  • Олег Шкловский
  • Леонид Ярмольник

Мемориал Первого канала

  • Геннадий Бачинский
  • Юлия Белянчикова
  • Сергей Бодров мл.
  • Нонна Бодрова
  • Владимир Ворошилов
  • Виталий Вульф
  • Сергей Горячев
  • Евгений Дворжецкий
  • Михаил Евдокимов
  • Геннадий Заволокин[110]
  • Сергей Капица
  • Игорь Кваша
  • Татьяна Комарова
  • Владислав Листьев
  • Евгений Майоров
  • Владимир Маслаченко
  • Лев Николаев
  • Виктор Никулин
  • Юрий Никулин
  • Николай Озеров
  • Андрей Разбаш
  • Георгий Саркисьянц
  • Юрий Сенкевич
  • Сергей Супонев[111]
  • Владимир Ухин
  • Леонид Филатов
  • Ильяс Шурпаев

Программы

Информационные программы: Основные информационные программы Первого канала — «Новости» (выходит с 11 марта 1996 года), «Время» (выходит с 1 января 1968 года), «Вечерние новости» и «Ночные новости» (выходят с 2001 года).

Воскресные информационно-аналитические программы: Воскресенье в 1995—1996 годах, ведущие — Сергей Алексеев, Нелли Петкова, Игорь Гмыза, 19.59 с 14 апреля по 26 мая 1996 года, ведущий Дмитрий Орешкин, Время с Сергеем Доренко с 12 октября 1996 по 27 февраля 1999 года, ведущий Сергей Доренко, с 5 сентября 1999 по 5 сентября 2000 года Авторская программа Сергея Доренко, с 27 февраля по 22 октября 2000 года Время: Воскресный выпуск, ведущие Екатерина Андреева и Кирилл Клеймёнов, с октября 2000 по июнь 2003 года воскресных аналитических программ не было, Воскресное время с 14 июля 2003 года, ведущие — Пётр Марченко и Андрей Батурин в 2003—2005 годах и Пётр Толстой с 28 августа 2005 по 8 июля 2012 года.

Ночные информационные программы: Новости. Ночной выпуск с осени 1999 по 21 сентября 2001 года, ведущий Игорь Выхухолев, Ночное Время с 24 сентября 2001 по 16 июня 2005 года, ведущие Андрей Батурин, Жанна Агалакова и Пётр Марченко, Ночные новости с осени 2005 года.

Общественно-политические ток-шоу

МЫ (с 1992 по 16 августа 1999 года, ведущий Владимир Познер);
Мы и время (с 4 октября 1998 по 10 апреля 2000 года, ведущий Владимир Познер);
Времена (с 29 октября 2000 по 28 июня 2008 года, ведущие Владимир Познер и Жанна Агалакова);
Основной инстинкт (с 11 марта 2003 по 10 июня 2005 года, ведущая Светлана Сорокина);
Судите сами (с 21 октября 2005 по 2 июня 2011 года, ведущий Максим Шевченко);
Свобода и справедливость (с 29 августа 2011 года, ведущий Андрей Макаров);
В контексте (с 26 января 2012 года, ведущий Максим Шевченко);
Гражданин Гордон (с 29 января 2012 года, ведущий Александр Гордон).

Ночные программы

Ночная смена (с 1 ноября 2001 по 31 мая 2002 года, ведущий Д. Дибров);
Апология (с 11 ноября 2002 по 26 июня 2003 года, ведущий Д. Дибров);
Доброй ночи! с 25 июня 2007 по 29 мая 2008 года, ведущие Ксения Стриж и Семён Чайка);
Городские пижоны (с 2008 года; в 2008 году ведущие — Катя Гордон, Пётр Мансилья-Круз, Денис Симачёв).

Психологические ток-шоу

Тема (с 1992 по 2000 годы);
Большая стирка (с 23 июля 2001 по 2 июля 2004 года);
Пять вечеров (с 13 сентября 2004 по 29 июля 2005 года);
Пусть говорят (с 30 августа 2005 года, ведущий Андрей Малахов);
Лолита: без комплексов (с 29 августа 2005 по 28 декабря 2007 года, ведущая Лолита Милявская).

Криминальные

Человек и закон (с 1974 года; с 1996 г. ведущий Алексей Пиманов);
Документальный детектив Вахтанга Микеладзе (с 8 июля 1997 по 1 сентября 2005 года, ведущие Павел Веденяпин, Юрий Краузе и др.);
Независимое расследование (с 12 июля 2001 по 7 апреля 2003 года, ведущий Николай Николаев);
Криминальная Россия (с 15 сентября 2003 по 25 июля 2007 года);
Вне закона (с 27 июня 2005 по 28 июня 2007 года);
Их разыскивает милиция! (с 7 октября 2006 по 10 ноября 2007 года, ведущий Игорь Вознесенский, Криминальные хроники с 16 ноября 2009 года).

Музыкальные хит-парады

Золотой граммофон (с 8 августа 2003 по 2 декабря 2005 года, ведущие Андрей Малахов, Яна Чурикова и Иван Ургант);
Высшая лига (с 30 сентября 2006 по 10 июня 2007 года, ведущий Андрей Малахов);
Красная звезда (с 27 ноября 2011 года, ведущая Яна Чурикова).

Спортивные

Футбольное обозрение (с 19 октября 1980 по декабрь 1999 года, ведущий Владимир Перетурин);
7 дней спорта с 1995 по 1996 год);
Время футбола (На футболе) (с 20 марта 2000 по 2 июня 2004 года, ведущий Виктор Гусев);
Бокс. Бои сильнейших профессионалов мира. (с 3 ноября 2002 по 7 декабря 2008 года, комментатор Владимир Гендлин).

Кинопроекты Первого канала

Первый канал участвовал в съёмке и продвижении некоторых российских фильмов:

  • «Особенности национальной охоты в зимний период» (2000)
  • «72 метра» (2004);
  • «Ночной дозор» (2004);
  • «Турецкий гамбит» (2005);
  • «Грозовые ворота» (2006);
  • «Дневной дозор» (2006);
  • «Князь Владимир» (2006).
  • «Ирония судьбы. Продолжение» (2007—2008);
  • «Любовь-морковь 2» (2008);
  • «Каникулы строгого режима» (2009);
  • «Ёлки» (2010);
  • «Край» (2010);
  • «Щелкунчик и Крысиный Король» (2011)
  • «Высоцкий. Спасибо, что живой» (2011)
  • «Zолушка» (2012)
  • «Август восьмого» (2012)
  • «Сумеречный дозор» (2013)
  • «Глубина» (2015)

Канал также участвовал в работе над историко-художественным фильмом Андрея Кравчука «Адмиралъ».

Критика

Фальсификации информационных программ

Служба новостей Первого канала часто обвиняется в предвзятой проправительственной точке зрения[112]. По словам критиков[113][114], неоправданно большую часть эфирного времени в новостях Первый канал уделяет информации о деятельности государственной власти[115]. С другой стороны, правительственная позиция канала не скрывается и не является секретом для широкой публики.

Высказывались сомнения в непредвзятости телеканала в освещении конфликта в Ливии 2011 года. В марте 2011 года протоиерей Вячеслав (Пушкарёв), зав. миссионерским отделом Иркутской епархии Русской Православной Церкви, дал оценку позиции телеканала в освещении конфликта в Ливии:

«…два месяца тому назад Каддафи был надёжным партнёром России, теперь он стал «диктатором» и «убийцей собственного народа». Какая метаморфоза! При всём этом очевиден однобокий подход к освещению проблемы. Наши телеканалы выбрали для себя линию подражания западным СМИ… Получается, что наши журналисты и редакторы являются сторонниками мятежей и государственных переворотов и им наплевать на конституционный строй?.. Наши центральные СМИ пошли на поводу у политики и, нарушая основные нормы журналистской этики, показали всему миру и нам высочайший уровень своего собственного непрофессионализма и ангажированности. Ведь они бессовестнейшим образом стали использовать методику двойных стандартов в своей «работе»… Найдут ли наши СМИ, а особенно канал Россия и Первый канал, в себе силы и решимость признаться в нечестности и попросить прощения у ливийского народа и его лидера? Сомневаюсь»[116].

В программе «Время» от 20 сентября 2009 года был показан заведомо ошибочный перевод президента Обамы, и, таким образом, автором опубликованных на YouTube роликов[117] делается вывод, что Первый канал — «средство для оболванивания россиян».

Антисоветская пропаганда и восхваление царского режима

При содействии Первого канала был снят ряд фильмов на тему советской эпохи и царской России. Были отмечены многочисленные фальсификации в истории, антисоветская подача материала и необъективная, позитивная оценка царского режима. Критике подвергся ряд телесериалов.

Большую часть негодования вызвал телесериал «Диверсант» о событиях Великой Отечественной войны. В фильме были задействованы известные актёры Владислав Галкин, Алексей Бардуков и Кирилл Плетнёв. В телесериале были явно сфальсифицированы исторические факты и допущено огромное количество киноляпов. Телесериал вызвал критику со стороны ветеранов войны и других телезрителей.

«Посмотрев на странных мечущихся недоумков, которых к тому же зверски тиранят собственные негодяи-военачальники, молодой телезритель может растерянно спросить: „А что вообще мы будем праздновать 9 Мая?“ Верю, что не спросит, потому что не одной продукцией эрнстовского канала жив человек. И всё же почему К. Эрнст приглашает именно таких сценаристов, пестует именно такие сюжеты? Почему чёрный миф о войне получает прописку на главном телеканале страны, им исподволь вводится в массовое сознание? Почему на это тратятся государственные деньги? Безответные вопросы, которые позволяют задуматься. Не происходит ли самое страшное, когда у народа хотят отнять Победу, извратить священные смыслы. И что ещё должны вытерпеть наши ветераны, сидя у своих телевизоров? Уж лучше бы в анонсе прямо написали: „Диверсант. Диверсификация подвига“, чтобы не смотрели, не мучились».

—«Литературная газета» от 15 сентября 2005 года, комментарий А. Смирнова

Критике подверглись телесериалы «Брежнев», «Есенин», «Гибель империи» и ряд других проектов Первого канала. Фёдор Раззаков считает, что на телевидении имеет место умышленное восхваление периода царского правления в России. Он пишет о ситуации на Первом:

«Поэтому, карикатурно рисуя советские времена, телевизионщики со всей любовью рисовали другие, более давние. И призывали: мол, лучше вспомните про другую империю — царскую, которая была гораздо цивилизованнее и привлекательнее советской, поскольку жили там сплошь одни благородные дворяне и храбрые юнкера. Именно об этом повествовал еще один сериал, показанный в начале апреля на Первом канале, — „Гибель империи“ режиссёра Владимира Хотиненко. И он как бы предупреждал: дескать, россияне, не ностальгируйте по советским временам, а лучше приложите силы, чтобы сберечь нынешнюю Россию, которая является правопреемницей не СССР, а скорее той далёкой царской России. По сути, всё правда: та Россия гнобила свой народ — и эта туда же, та Россия стремилась лечь под Запад — и эта туда же. Вывод неутешительный: та Россия разродилась Великим Октябрём — и эта, судя по всему, движется к тому же. И даже сто таких сериалов-предупреждений, как „Гибель империи“, не спасут страну, коль её власть избрала неверные исторические ориентиры».

Денежные махинации

По поводу ситуации на канале экс-ведущий «Взгляда» Александр Политковский высказывается довольно жёстко[118]. По его мнению: «Это семейный бизнес, когда из левого кармана — „Первого канала“, которым руководит Эрнст, деньги перекладывают в правый — „Красный квадрат“ Синельщиковой».

Документальное кино

Некоторые документальные фильмы канала обвиняются в предвзятости и необоснованности высказанных идей:

  • Фильм «Война 08.08.08. Искусство предательства» вызвал острую реакцию украинских властей[119];
  • Фильм «План „Кавказ“» вызвал критику журналистов «Радио Свобода» и прочих СМИ[120];
  • В фильме «Плесень» были задействованы явно спорные факты, что получило негативные отклики в СМИ[121].
  • РПЦ выступила с резкой критикой показа на канале псевдодокументального фильма «Евангелие от Иуды»[122]. При этом было отмечен что словно специально почти одновременно на канале показывали фильм «Код да Винчи» что было воспринято как оскорбление христиан России. Данную ситуацию прокомментировали на сайте протодиакона Андрея Кураева и он сам[123][124].

Некачественные спортивные трансляции

В 2002 году известный тренер Валерий Газзаев[125] и 2010 году Евгений Ловчев[126] отметили весьма посредственное качество спортивных трансляций на этом канале: трансляции начинаются с задержкой на 10-15 минут и частыми рекламными вставками, подчас транслируются в записи в позднее время[127][128].

«Футбол в частности и спорт в общем на этом канале уже давно не являются любимым ребенком, которого взращивают правильно – так, чтобы в будущем он и приносил тот самый рейтинг. В этом году матчи нескольких туров премьер-лиги там не были показаны, сейчас трансляции уже чемпионата мира будут начинаться со стартовым свистком. Накладки тут неизбежны – может случиться и так, что реклама или шоу про суд наложится на первые минуты игры».

Также, в последнее время о плохом качестве трансляций отзываются и зрители канала[129]. Однако директор Дирекции спортивного вещания канала Николай Малышев неоднократно говорил, что на перенос трансляций на позднее время повлияли неудачные выступления российских спортсменов[130].

Телепередачи

В ноябре 2006 года генеральному директору Первого канала Константину Эрнсту было направлено письмо архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона (Васюкова), в прошлом врача, где была раскритикована редакционная политика ведущего российского телеканала, которая по его мнению является «вакханалией лженауки, мракобесия и оккультизма». Критике подверглись «Доброе утро» и «Малахов+». В письме митрополит Никон просил генерального директора «Первого канала» прекратить производство передач, пропагандирующих оккультные антинаучные знания и методы оздоровления на своем телеканале.

По поводу телепрограмм Первого канала, очень часто в адрес его руководства пишутся открытые письма с протестами. Также происходят сборы подписей и негативных мнений в интернете.

Один из известных скандалов случился с программой «Минута славы». Во втором сезоне выяснилось что под вымышленными именами и биографиями простых людей в программе участвуют профессиональные артисты. Победитель состязаний Дмитрий Булкин, «автослесарь из Кубинки», оказался артистом цирка «Дю Солей» из Канады, работавшим на площадках Лас-Вегаса. А участница Ирина Казакова, «продавщица цветочного магазина», была мастером спорта международного класса по гимнастике[131][132][132].

В результате этого председатель Комиссии по защите прав граждан в области общественной морали и духовной жизни Общественной палаты Тульской области Валерий Владимирович Отставных написал открытое письмо Константину Эрнсту с просьбой наказать сотрудников канала и аннулировать результаты второго сезона конкурса, а также принести публичное извинение от имени Первого канала всем телезрителям и участникам проекта[133], чего сделано не было.

Еще одно подобное письмо было направлено по поводу программы «Пусть говорят». 24 марта 2011 года в программе был затронут конфликт между администрацией интерната для детей с инвалидностью и волонтерскими организациями. После выпуска правозащитники выступавшие в программе на стороне детей направили открытое письмо Константину Эрнсту с протестом в адрес Андрея Малахова. Малахов был обвинен в попытке создать себе пиар и побольше заработать на детской проблеме. Под письмом подписались ряд известных педагогов[134]. В сентябре 2012 стало известно что Илья Резник готовит иск против программы за клевету и причинение вреда здововью[135].

Отдельной критике подверглись многие программы Первого канала, такие как «Здоровье»[136], «Жить здорово!»[137], «Малахов+»[138][139], «Давай поженимся», «Рубик Всемогущий», «Документальный детектив»[140][141], «Южное Бутово», «Детектор лжи», «Прожекторперисхилтон», «Большая разница».

Интересные факты

  • Константин Эрнст работает на Первом канале с 1995 года.
  • Логотип Первого канала установил абсолютный рекорд на канале: он используется в правом верхнем углу экрана уже 12 лет. Он по-прежнему используется на канале, несмотря на его новый формат.
  • Нынешний логотип Первого канала очень похож на логотип немецкого телеканала ARD
  • В первый год вещания канала в формате 16:9, на его официальном сайте записи передач (за исключением анонсов) по непонятным причинам размещались в формате 14:9. С 28 мая 2012 года все видео на сайте размещаются в 16:9.
  • Каждый год 23 февраля, 8 марта, 9 мая и c 31 декабря по 3 января телеканал транслируется без рекламы. Данная практика была запущена в 1999 году[142] и применяется до сих пор[143].

Награды

  • В 2002 году студия «ОРТ-Дизайн» получила серебро на конкурсе PromaxBDA за лучшее оформление программ «Новости» и «Время»[144]. В 2008 году эта же студия была удостоена премии ТЭФИ за дизайн новой студии информационных программ Первого канала. В 2009 году — за оформление новостного пространства Первого канала. Кроме того, персоны и проекты канала также неоднократно были удостоены этой премии.


Обновлен 06 окт 2012. Создан 22 сен 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
счетчик посещений статистика тИЦ и PR сайта open-it.io.ua Яндекс.Метрика

Все аудиовизуальные материалы представлены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования. Права в отношении фильмов принадлежат их законным правообладателям. Любое распространение и/или коммерческое использование без разрешениязаконных правообладателей запрещено. Пожалуйста, удалите полученные аудиовизуальные материалы после ознакомления с ними и приобретите лицензионную копию. Зона io.ua является свободной зоной, выделенная для пользователей сети интернет, с целью обмена информацией.
ТВ онлайн, торрент-ТВ, фото,картинки,обои на рабочий стол,видео-уроки,очерки,рецензии,онлайн,смотреть,клипы,ролики,скачать,Видео,Фильмы,Сериалы,Мультфильмы,Мультсериалы,Телепередачи,Аудио,Альбомы,Синглы,Сборники,Саундтреки,Игры,Традиционные,Онлайн,Казуальные,Литература,Художественная,Прикладная,Журналы,Комиксы,Аниме,Биография,Боевик,Вестерн,Военный,Детектив,Детский,Документальный,Драма,История,Комедия,Короткометражка,Криминал,Мелодрама,Мистика,Музыка,Мультфильм,Мюзикл,Нуар,Приключения,Семейный,Спорт,Триллер,Ужасы,Фантастика,Фильм-нуар,Фэнтези,Эротика,анимация