TV online

Нтв




НТВ — общероссийский телеканал, начавший вещание в 1993 году. НТВ круглосуточно вещает из Москвы, из телецентра «Останкино».

Помимо территории России, вещание НТВ распространяется за пределы России. Охват телеканала «НТВ Мир» включает страны СНГ и Балтии, а также Западную Европу, Ближний Восток, США и Канаду, Израиль, Австралию, Новую Зеландию и Океанию. Телеканал НТВ входит в состав первого мультиплекса цифрового телевидения DVB-T2. Телеканал имеет временные дубли для трансляции на регионы России через спутник.

 

Название

Название «НТВ» придумал первый директор канала Игорь Малашенко, аббревиатура изначально не означала ничего.[3]

« НТВ не расшифровывается вообще никак. Когда-то я придумал эту аббревиатуру для нового телевидения, кто-то предложил расшифровать как «независимое», но все дружно заявили, что это безумно претенциозно. Предлагали другие варианты — «негосударственное», «наше», в результате твёрдо договорились не расшифровывать вообще никак… »

История

1993–1997 годы: основание и получение частоты

Весной 1993 года журналисты 1-го канала Останкино Олег Добродеев и Евгений Киселёв, работавшие в Информационном телевизионном агентстве канала над созданием выходившей на нём программы «Итоги», чувствовали неудовлетворение от своей работы. Канал, по их мнению, в сложившейся ситуации политического кризиса в России всё больше работал в интересах президента Бориса Ельцина, а агентство испытывало острый недостаток средств. Они опасались, что в череде увольнений сотрудников (Егора Яковлева, председателя телерадиокомпании «Останкино», и Игоря Малашенко, его первого заместителя) главный редактор агентства Добродеев будет следующим, а «Итоги» будут закрыты. Киселёву удалось выйти на бизнесмена Владимира Гусинского, владельца акционерного общества «Группа Мост» и газеты «Сегодня», через его секретаря Сергея Зверева. Журналисты изначально предлагали Гусинскому финансировать производство «Итогов». Однако тот развил идею и предложил создать независимую телекомпанию.

В июне Малашенко, Добродеевым и Киселёвым была создана ТОО «Итоги», которое с 10 октября 1993 года стало производить программы «Итоги» и «Сегодня», выходившие в эфир на Пятом телевизионном канале. В июле 1993 года «Мостбанк», «Столичный», «Национальный кредит» и телекомпания «Итоги» учредили ТОО «Телекомпания НТВ» (зарегистрирована 14 июля 1993 года), 20 % акций принадлежало ТОО «Итоги», остальные 80 % принадлежали «Мостбанку», Банку «Столичный» и Банку «Национальный кредит», но вскоре два последних вышли из состава акционеров. Президентом и генеральным директором телекомпании НТВ стал, по совету Киселёва и Добродеева Гусинскому, Игорь Малашенко, вице-президентом телекомпании и главным редактором её службы информации — Олег Добродеев, вице-президентом и председателем совета директоров телекомпании — Евгений Киселёв. Сразу после основания НТВ начал борьбу за получение частоты для вещания канала.

К началу вещания телеканалу удалось собрать большую команду журналистов: вместе с Малашенко, Добродеевым и Киселёвым на НТВ перешли ведущие Татьяна Миткова и Михаил Осокин, корреспонденты Владимир Лусканов, Владимир Ленский, Ирина Зайцева, Елена Курляндцева, Александр Герасимов, Михаил Светличный, Александр Зараелян, Александр Шашков, Алексей Бурков,[4] Василий Уткин, Елена Масюк. Ставка при наборе персонала делалась на молодых, энергичных и талантливых людей. Например, у Павла Лобкова и Николая Николаева[5], также взятых на работу на НТВ, вообще не было журналистского образования.

За неимением альтернатив руководство канала обратилось к мэру Санкт-Петербурга Анатолию Собчаку с просьбой о предоставлении НТВ эфирного времени на петербургском Пятом канале. 16 сентября 1993 года телекомпания заключила договор с Государственной телерадиокомпанией «Петербург — Пятый канал». На его основании программы, производимые НТВ, стали выходить в эфир на пятом канале: по будням — получасовая новостная программа «Сегодня», по субботам — «Намедни» Леонида Парфёнова, а по воскресеньям — «Итоги» Евгения Киселёва. 10 октября 1993 года в 21:00 вышли «Итоги» — первая программа, произведённая ТОО «Телекомпания НТВ», а днём позже в то же время Пятый канал транслировал первый выпуск «Сегодня» с Татьяной Митковой.

По указу президента России[6][7] от 22 декабря 1993 года, с 17 января 1994 НТВ в качестве эксперимента получила вечернее время (с 18:00 до 00:00) на четвёртом телевизионном канале, а Российской государственной телерадиокомпании «Останкино» было предложено войти в состав акционеров НТВ, при этом председателю совета директоров Евгению Киселёву была предложена должность председателя «Останкино». Однако Киселёв отказался от этого предложения, ссылаясь на отсутствие у него опыта в управлении, а «Останкино» так и не стала акционером НТВ. На тот момент существовало только две частные телекомпании[8] — 2×2 и ТВ-6, обе развлекательного характера, в то время как НТВ с самого начала имела общественно-политическую направленность, создала свою службу новостей и провозгласила слоган «Новости — наша профессия». Основной упор в информационной политике телекомпании делался на корреспондентах, которые должны были обязательно, в отличие от существовавшей в то время практики, появляться в кадре, чтобы зритель знал их в лицо.

На момент получения эфирного времени на пятом канале телекомпания НТВ производила только информационные программы — «Сегодня», «Итоги» и «Намедни». К ним в 1994 году добавилась сатирическая программа «Куклы». После получения четвёртого канала телекомпания стала производить также собственные кинопрограммы — «Мир кино», «Час сериала», «Наше старое кино», «Наше новое кино», «Летний кинотеатр», «Кинотеатр юного зрителя», «Детям», «Кумиры старого кино», «Кино не для всех», «Русский детектив», а также серии документальных фильмов и прогрвмм, среди которых «Женские истории», производившиеся телекомпанией ВИD, музыкальные программы — «Русский альбом», «Меломания», «Кафе „Обломов“». Кроме того, на телеканале продолжили выход в эфир ток-шоу, ранее выходившие в эфир на 4-м канале Останкино и производившиеся телекомпанией АТВ, — «Времечко», «Третий глаз» до 1997 года и «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» до 1994 года. Также канал впервые ввёл так называемое линейное программирование сетки вещания: в одно и то же время в разные дни транслировались программы одного типа.

Кроме того, одним из условий предоставления телекомпании 4-го телеканала было наличие спортивных программ, таких как «Футбольный клуб», «Большой ринг», «Почти всё о баскетболе», «Щелчок», Автогонки «Индикар», «Такова спортивная жизнь». Телекомпания НТВ была первой, кто стала производить эротические программы — «Ночной канал. Эротические шоу мира», «Ночной канал. Плейбой», «Про это». Большую роль в формировании рейтингов играли показываемые телеканалом голливудские фильмы.

Несмотря на расширение кругозора, главным приоритетом НТВ оставалась информационная деятельность. Несколько съёмочных групп канала освещали события первой чеченской войны, главным образом штурм Грозного, ведя репортажи как из стана российских вооружённых сил, так и из стана чеченских сепаратистов. 11 октября 1996 года корреспонденты и операторы телекомпании, работавшие из Чечни (Илья Канавин, Борис Кольцов, Аркадий Мамонтов, Максим Ушанов, Александр Хабаров, Виктор Щербаков) были награждены медалями ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.[9] Однако государство оценивало присутствие НТВ в Чечне не только с положительной стороны. Летом 1995 года Елене Масюк удалось в Чечне взять интервью у Шамиля Басаева, который, по заверениям властей, находился в тот момент за границей. После этого интервью Генпрокуратура Российской Федерации завела дела на телеканал и на журналистку.

В 1995 году НТВ начала борьбу за передачу ей всего эфирного времени четвёртого телевизионного канала, возник конфликт с владельцем «Российских университетов» в лице ВГТРК, а также Олега Попцова и Игоря Малашенко.[10] Летом 1996 года группа «Мост» продала тридцать процентов акций ТОО «Телекомпания НТВ» «Газпрому».

В ходе избирательной кампании президентских выборов 1996 года НТВ активно поддерживал Бориса Ельцина, выдвигавшегося на второй срок. Гендиректор телекомпании Игорь Малашенко вошёл в предвыборный штаб Ельцина, а корреспонденты Вадим Глускер и Алим Юсупов занялись созданием позитивного имиджа кандидата. В «награду» за обеспечение победы Ельцина на выборах телекомпании уже летом обещали выделить всё эфирное время четвёртого канала, а Малашенко получил приглашение возглавить администрацию президента, от которого он отказался.

С 11 ноября 1996 года по указу Президента РФ N 1386 «„О стабилизации деятельности и улучшении качества вещания Всероссийской государственной телевизионной и радиовещательной компании и телекомпании НТВ“»[11] всё эфирное время четвёртого телевизионного канала перешло телекомпании НТВ с сохранением просветительских программ, производимых ВГТРК (вскоре эти программы были закрыты). В связи с предоставлением телекомпании всего четвёртого канала НТВ стало производить новые программы — «Сегодня днём», «Сегодня утром», «Утречко», «Большое времечко», «Ночное времечко», «Итого», «Криминал», «Криминал: Чистосердечное признание», созданные корреспондентом Службы информации Николаем Николаевым, «Впрок» и т. д, а программа «Сегодня» была переименована в «Сегодня вечером». После получения четвёртого канала в полном объёме аудитория канала резко увеличилась,[12] а часовой блок «Российские университеты» был убран из-за низких рейтингов (его смотрели 0,4 % зрителей).

1997–2000 годы: завоевание позиций

Тесная связь НТВ с властью оказалась кратковременной. В начале 1997 года Владимир Гусинский, считавший главу администрации президента Анатолия Чубайса своим близким другом, попросил его и вице-премьера Альфреда Коха оказать ему содействие в приобретении телекоммуникационной компании «Связьинвест», в чём оба ему отказали. В ответ телеканал НТВ в своём эфире рассказал о гонораре в 90 тысяч долларов, который Кох и Чубайс получили от швейцарского издательства за ещё не написанную ими книгу «История российской приватизации», таким образом запустив «писательское дело».

Вещание НТВ с января 1997 года распространилось на Западную Европу, Ближний Восток и Северную Африку. В этом же году был создан НТВ-Холдинг, объединивший НТВ, ТНТ, «НТВ-Плюс» (каналы «Наше кино», «Мир кино», «НТВ+ Спорт», «Детский мир», «Музыка»), «Эхо Москвы», «НТВ-Дизайн», «НТВ-Профит», «НТВ-Кино», «НТВ-Интернешнл», издательский дом «Семь дней» и Бонум-1.[13] Генеральным директором НТВ-Холдинга стал Игорь Малашенко, генеральным директором телекомпании НТВ — Олег Добродеев, главным редактором службы информации НТВ — Владимир Кулистиков.

10 мая 1997 года корреспондент НТВ Елена Масюк, чьи репортажи пользовались в Чечне большой популярностью, была похищена там вместе со своей съёмочной группой. После полутора месяцев переговоров руководства телекомпании с боевиками и Шамилем Басаевым последние запросили на Масюк выкуп в 2 миллиона долларов. В итоге группа была освобождена 17 августа.

В сентябре 1997 года программа «Времечко» переместилась на канал «ТВ Центр», а вместо неё стала выходить аналогичная программа «Сегоднячко», а программы «Сегодня днём», «Сегодня утром» и «Сегодня вечером» были переименованы в «Сегодня». Новые ведущие Елена Ханга («Про это») и Светлана Сорокина («Герой дня») способствовали росту популярности своих передач.

10 марта 1998 года ТОО «Телекомпания НТВ» было переименовано в ОАО «Телекомпания НТВ». В 1998 году у НТВ и «НТВ-Плюс» появились собственные сайты.[14] Однако для продолжения существования в условиях экономического кризиса телекомпании пришлось влезть в долги.

На взятые кредиты в 1999 году была построена большая студия НТВ (11-я студия Останкино), так называемая «студия-трансформер», откуда стали выходить такие программы, как «Итоги», «Глас народа», «Забытый полк», «Футбольный клуб», «Третий тайм»,[15] «Независимое расследование», «В нашу гавань заходили корабли» (до этого каждая снималась в отдельной студии) и другие. После захвата НТВ 11-я студия Останкино недолго использовалась для съёмок некоторых передач — «Просто Марина» и «Внимание, розыск!».[16] В те годы подобных студий не было ни у одного канала в России.[17] Студия модифицировалась в зависимости от количества зрителей и содержания программы.[18][19] В сезоне 1998—2001 годов в эфире появляются программы «Тушите свет», «Антропология», «Один день», «Растительная жизнь», «Профессия-репортёр», «О, Счастливчик!», «Глас народа», «Интересное кино», «Большие родители», «Большие деньги», «Без рецепта», «Путешествия натуралиста», «Полундра», «Служба спасения», программа «Старый телевизор» стала выходить ежедневно.

Освещение НТВ второй чеченской войны наметило раскол в руководстве телекомпании. Игорь Малашенко заподозрил, что Олег Добродеев пустил в эфир телеканала материалы, являвшиеся частью пропагандистской подготовки к началу войны. Его опасения в телефонном разговоре подтвердил сам Добродеев, сославшись на просьбу о таком освещении от министра внутренних дел Владимира Рушайло. В результате подобных разногласий в январе 2000 года Добродеев ушёл с НТВ и 31 января был назначен председателем Всероссийской государственной телерадиокомпании, а Кулистиков — председателем правления новостного агентства «РИА Новости». Новым генеральным директором телекомпании НТВ стал Киселёв, а главным редактором службы информации — Григорий Кричевский.

С 27 августа по 1 сентября 2000 года в связи с пожаром на Останкинской телебашне вещание канала на Москву и область было прервано, а программа «Сегодня» выходила на ТНТ. С 1 по 3 сентября 2000 года канал вещал совместно с телеканалом «Культура».[20] На совместном канале транслировались передачи и того, и другого канала.

2000–2001 годы: смена собственника

Отношения с новой властью и новым президентом Владимиром Путиным у НТВ складывались плохо. Чиновники стали избегать НТВ, перестали давать интервью и приходить на программы; Владимир Жириновский предлагал лишить телеканал лицензии на вещание.[21] В эфире Первого канала, владельцем которого был поддерживавший Путина и фракцию «Единство» Борис Березовский, стали появляться программы Сергея Доренко, в которых он выставлял в неблаговидном свете Владимира Гусинского. По некоторым данным, у Гусинского и Путина возникли личные разногласия: Гусинский якобы заявил в одном из разговоров Путину, что без поддержки НТВ президентом он стать не сможет.

НТВ тем временем всячески осуждал боевые действия в Чечне, заявлял о невозможности решения проблемы силовым путём. Телекомпания отказалась поддерживать какие-либо партии и каких-либо кандидатов на парламентских выборах 1999 года и на президентских выборах 2000 года.[22] 11 мая 2000 года сотрудники Генпрокуратуры, ФСБ и ФСНП России произвели обыски в центральных офисах холдинга Гусинского «Медиа-Мост»[23] в связи с уголовным делом, возбуждённым в отношении холдинга 26 апреля по статьям 137 (нарушение неприкосновенности частной жизни), 138 (нарушение тайны переписки) и 181 (незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну) Уголовного кодекса РФ.[24] 16 мая 2000 года в связи с обысками был создан Общественный совет НТВ, возглавленный Михаилом Горбачёвым.[25]

13 июня 2000 года Владимир Гусинский был задержан[26] Генеральной прокуратурой РФ как подозреваемый в мошенничестве, в котором фигурировали холдинг Гусинского «Медиа-Мост», ООО «Русское видео — 11-й канал» и ФГУП «Русское видео». «Медиа-Мост» был в то же время вовлечён в спор о займе, полученном от «Газпрома».[27]

16 июня Гусинский был отпущен на свободу и в тот же день выступил в программе «Глас народа», где рассказал, что ему предлагали компромисс с властью, заключавшийся, в частности, в закрытии «Кукол» и замене Киселёва на Добродеева. Вскоре он покинул Россию, переехав в Испанию.[28] По утверждению Гусинского (косвенного подтверждаемому решением ЕСПЧ[29]), он был выпущен в обмен на подписание некого документа («протокол № 6») с министром печати Михаилом Лесиным.[30][31] По этому соглашению Гусинский должен был продать «Медиа-Мост» «Газпрому» по установленной последним цене. «Медиа-Мост» отказался подчиниться соглашению.

3 апреля 2001 года на собрании акционеров телекомпании НТВ в здании «Газпрома» произошла смена руководства телекомпании. Генеральным директором телекомпании НТВ стал Борис Йордан, председателем совета директоров — Альфред Кох, главным редактором — Владимир Кулистиков.[32][33] В творческом коллективе НТВ произошёл раскол. Ряд ведущих журналистов во главе с Киселёвым (Виктор Шендерович, Владимир Кара-Мурза, Михаил Осокин, Марианна Максимовская) отказались признавать решение собрания акционеров, заявляя, что финансовое давление нагнетается правительством Владимира Путина, которое часто было объектом критики НТВ. На протяжении нескольких дней они не допускали в студию НТВ представителей ОАО «Газпром-Медиа», продолжая вещание, но исключив из сетки вещания все программы, кроме информационных, а также рекламы (весь день вместо обещанных передач транслировались просто пустые коридоры и студии). В поддержку протестующих журналистов прошёл митинг, организованный партией «Яблоко».[34] Другая часть сотрудников, в том числе Татьяна Миткова, Леонид Парфёнов, Лев Новожёнов и Алексей Пивоваров, не поддержали их и не вышли на работу. В результате Парфёнов возглавил канал в качестве генпродюсера.[35]

В ночь с 13 на 14 апреля 2001 года телеканал был силой захвачен властью. Момент для штурма выбран так, что на НТВ в это время не было генерального директора Евгения Киселева, который встречался в Испании с Владимиром Гусинским, а впереди было два выходных дня, что затрудняло обращение в суд.[36] 11 мая 2001 года «Газпром-медиа» стал собственником НТВ.[37][38]

16 апреля 2001 года был создан редакционный совет НТВ. В него вошли Миткова, Кулистиков, Парфенов, ведущие новостей телеканала Кирилл Поздняков и Пётр Марченко, корреспонденты НТВ Вячеслав Грунский, Юрий Липатов, Борис Кольцов, Владимир Кондратьев, Алексей Пивоваров, Александр Зиненко, Александр Колпаков, Александр Хабаров, шеф-редактор программы «Криминал» Владимир Золотницкий.[39] Кредиты «Газпрома» после смены руководства были реструктуризированы, все обвинения с Гусинского были сняты.

Многие ведущие журналисты покинули компанию и перешли вместе с Киселёвым сначала на ТНТ,[40] а через месяц — на ТВ-6 по приглашению владельца канала Бориса Березовского.

На ТНТ, а позже на ТВ-6 перешли программы «Сегодня» (с 3 сентября 2001 года «Сейчас»), «Итоги», «Глас народа» (с осени 2002 года — «Ничего личного»), «Итого» (с лета 2002 года «Помехи в эфире», а с осени 2002 года «Бесплатный сыр»), «Герой дня без галстука», «Один день», "Карданный вал" (с лета 2002 года - "ABS"). Также с телеканала ушли главный дизайнер Семён Левин и ведущие спортивных новостей. Последние стали готовить спортивные выпуски для новостей канала ТВ-6.[41] Программы «Большие родители», «О, счастливчик», «Антропология», "Путешествия натуралиста" и «Независимое расследование» перешли на Первый канал. Многие программы „старого“ НТВ, такие как «Один день», «Полундра!», «Старый телевизор» после смены руководства возобновили выход в эфир до осени 2001 года и затем были окончательно закрыты. Оформление старого НТВ также с 14 апреля по 9 сентября 2001 года оставалось в силе.

После ликвидации ТВС (так стал называться шестой телеканал с июня 2002 года) в июне 2003 года ряд сотрудников канала перешли на другие телеканалы (Первый канал, «Россия», РЕН ТВ, RTVi и другие), на «Эхо Москвы», а кто-то даже вернулся на НТВ.[42]

Евгений Киселёв считает, что журналистской команде отомстили за организацию дебатов о взрывах жилых домов.[43] На дебатах выдвигалась точка зрения, согласно которой ФСБ причастна к организации попытки теракта в Рязани в то же время и по тому же сценарию, что и в Москве.[44] Называются и другие причины, например, выпуск программы «Куклы», в котором Путин представлен не в лучшем свете.[45]

2001–2004 годы: новый облик канала

Леонид Парфёнов

В результате собрания коллектива телеканала 25 апреля 2001 года новым главным редактором телеканала стала Татьяна Миткова, которую поддержали журналисты НТВ и снявший свою кандидатуру с голосования бывший главный редактор Владимир Кулистиков.[46] 13 июля был переизбран Совет директоров НТВ, в который вошли Рем Вяхирев, Вячеслав Шеремет, Альфред Кох, Александр Казаков, Александр Резников, Евгений Киселев, Сергей Скворцов, Владимир Кулистиков и Леонид Парфенов.[47] Однако дочерняя структура «Газпром-медиа» Leadville Investment Ltd. подала иск о признании недействительным собрания акционеров.[48] 17 сентября вместо Киселёва и Скворцова в состав Совета директоров вошли Владилен Арсеньев и Михаил Шмушкович,[49] и Совет вернулся к составу, избранному на собрании 3 апреля,[47] а 20 сентября был удовлетворён иск Leadville Investment.[50]

Летом 2001 года «Газпром» пытался продать канал,[51] содержание которого обходилось в 7 миллионов долларов в месяц.[52] На покупку акций НТВ претендовали «Дойче банк», «Альфа-Групп», Международный промышленный банк.[53]

10 сентября 2001 года на канале начался новый сезон под слоганом «НТВ — Новое Теле Видение».[54] Были изменены не только графическое оформление и студийные декорации, но и практически вся сетка вещания. Облик и тематика канала значительно изменились.

На смену ушедшим с НТВ программам «Итоги», «Глас народа» и «Независимое расследование» пришли альтернативные программы — «Намедни» Леонида Парфёнова, «Свобода слова» Савика Шустера и «Внимание, розыск!» Олега Черткова. Продолжили выход в эфир «Совершенно секретно. Информация к размышлению», «Криминальная Россия», «Чрезвычайное происшествие», «Чистосердечное признание» (отбросившая первую часть своего названия), «Большие родители», «Служба спасения», ведущим которой стал известный актёр Сергей Варчук, «Путешествия натуралиста», «Без рецепта». Также в сезоне 2001—2002 годов появилось большое количество новых программ, таких, как «Алчность», «Просто Марина», «Очная ставка», «Большой секрет для маленькой компании», «Цвет ночи», «Гордон», «Кома», «Принцип домино», «Квартирный вопрос», «Кышкин дом», «В поисках утраченного», «Ох, уж эти дети!», «Продолжение следует...», «Журнал Лиги Чемпионов», «Пепси-чарт», «Вкусные истории» и «Всё сразу!»[55]. Викторина «Своя игра» снова стала выходить на НТВ. Все эти проекты были запущены при непосредственном участии Александра Олейникова (ранее работал на ТВ-6) и Сергея Шумакова (ранее был продюсером просветительских программ ОРТ).[56] Программы утреннего блока, такие, как "Впрок", "Большие деньги", "Карданный вал", продолжили существование в эфире. Более того, в утреннем блоке появились и новые программы, как "Афиша", "Наши любимые животные", "Пять минут с Новожёновым". В феврале 2002 года утреннее вещание также подверглось серьёзным изменениям.

При новом собственнике «лицом» канала стал Леонид Парфёнов.[57][58][59] Под его руководством на канале был выпущен целый ряд документальных программ, посвящённых истории России — «Намедни 1961—2003: Наша эра» (продолжение программы «Намедни 1961—1991», ставшая её полной версией), «Российская Империя», «Живой Пушкин». Программы были отмечены премиями ТЭФИ. В то же время НТВ наряду с другими российскими телеканалами активно освещало такие общенациональные и мировые кризисы, как 11 сентября 2001 года,[60] тяжёлая ситуация в ряде регионов России,[61] террористический акт на Дубровке (23—26 октября 2002 года),[62] война в Ираке,[63] пожар в Манеже (14 марта 2004 года), митинги оппозиции, теракты в метро,[64] убийство президента Чечни Ахмата Кадырова (9 мая 2004 года), террористический акт в Беслане (1—3 сентября 2004 года).[65]

В октябре 2001 года Альфред Кох ушёл с поста президента «Газпром-медиа», и его место занял Борис Йордан, который совместил пост генерального директора НТВ с постом президента «Газпром-медиа».[66]

В 2001—2002 годах из-за финансовых затруднений телеканал был на грани закрытия, в результате чего канал отказался от производства новогоднего шоу,[67][68] а некоторые программы, как «Большие родители», «Путешествия натуралиста», «Дог-шоу», «Куклы», «Третий тайм», «Большие деньги», «Карданный вал», «Герой дня», «Алчность» были закрыты.[69] В то же время канал испытывал проблемы с заключением нового контракта для трансляции матчей футбольной Лиги Чемпионов,[70] который был заключён еще при старом руководстве в 1997 году.[71][72] Впоследствии телеканалу удалось договориться, и был заключён новый контракт до 2006 года; правда, согласно условиям, НТВ транслировал только матчи вторника, а матчи среды (в том числе и с участием российских клубов) смогли увидеть только абоненты платного «НТВ-Плюс».[73]

Сезон 2002—2003 для телеканала стал переломным.[74] В этот период канал начал более активный показ телесериалов. Вместо вечернего десятичасового выпуска программы «Сегодня» стала выходить в эфир программа «Страна и мир», а программа «Сегодня» стала выходить в эфир каждый час.[75] В период террористического акта на Дубровке (с 23 по 26 октября 2002 года) НТВ вещал без перерыва. Были запущены такие проекты, как «История охотников за крокодилами», «Национальная безопасность», «Преступление и наказание», «Кулинарный поединок», реалити-шоу «Третий лишний», экстремальное шоу «Фактор страха», а также подборка музыкальных видеоклипов «Ленивая ночь» и программа «Влияние» Савика Шустера, напоминавшая закрытый «Герой дня».

В январе 2003 года Борис Йордан был уволен с двух вышеперечисленных постов, а эти два поста 22 января занял Николай Сенкевич.[76] Его назначение было встречено в штыки коллективом телеканала. Через восемь дней после назначения Сенкевича правление телекомпании НТВ (рабочий орган, состоявший из директоров служб телеканала и его ведущих журналистов) выразило недоверие новому руководителю,[77] что не было принято во внимание руководством канала,[78] и, по некоторым сообщениям, опровергнутым Парфёновым, ультимативно потребовало назначить гендиректором НТВ Владимира Кулистикова.[79] Отторжение сотрудников телекомпании вызвало и первое кадровое решение Сенкевича, согласно которому заместителем гендиректора по вещанию стал близкий «Первому каналу» Алексей Земский и которое было названо Парфёновым «вопиющей некомпетентностью», поскольку Земский «не имеет к информации никакого вообще отношения».[80] Правление обратилось с открытым письмом к «Газпрому» и к министру печати России Михаилу Лесину,[81] всячески настаивая на встрече с председателем правления «Газпрома» Алексеем Миллером.[82] После встреч с Лесиным и Миллером в отпуск на три месяца ушёл Парфёнов и весь коллектив программы «Намедни».[83]

После отказов Митковой и Григория Кричевского, первого заместителя гендиректора ТВС, занять пост Земского на эту должность был назначен работавший на НТВ с 1993 по 2001 годы Александр Герасимов.[84]

В сезоне 2003—2004 годов были запущены проекты «К барьеру!», «Личный вклад», «Красная стрела», «Апельсиновый сок», «Едим дома!», «Влияние», «Ночные музы», «Дикий мир», «Территория выживания», «Их нравы», «Военное дело», «Двое в городе» и ряд других.

Отношения между коллективом НТВ и его руководством оставались напряжёнными. В феврале 2004 года был серьёзно (50–70 человек) сокращён штат службы информации канала, что СМИ связывали с подготовкой его к продаже[85] или с нежеланием соориться с властями в дальнейшем.[86] Сенкевичем была введена служба дежурных редакторов, которые, по сообщениям, определяли информационную политику канала и осуществляли его самоцензуру.[87]

Назревал конфликт между вернувшимся из отпуска Леонидом Парфёновым и новым руководством. В июле 2003 года «Страна и мир» авторства Парфёнова была неожиданно отправлена в отпуск и чуть не закрылась.[88] В ноябре из «Намедни» Николаем Сенкевичем был изъят сюжет о книге «Байки кремлёвского диггера» Елены Трегубовой, о чём журналист объявил прямо в эфире программы.[89][90][91][92] Похожая история произошла в мае 2004 года, когда ведущий поставил в свою программу интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева. Главный редактор НТВ Александр Герасимов издал приказ, запрещающий транслировать этот сюжет, уже увиденный азиатской частью страны, в европейском эфире, по просьбе российских спецслужб, чтобы не повлиять на процесс над российскими гражданами, подозреваемыми в этом убийстве. Парфёнов отказался выполнять указание и опубликовал текст приказа в газете «КоммерсантЪ».[93][94] Там же был опубликован полный текст интервью.[95] В руководстве сочли это нарушением корпоративной этики, и 31 мая 2004 года программа «Намедни» была закрыта, а самого Парфёнова уволили с НТВ.[96][97][98]

2004 год — настоящее время

Вскоре после увольнения Леонида Парфёнова сам Николай Сенкевич был назначен на пост генерального директора «Газпром-медиа» и покинул НТВ. Его место занял Владимир Кулистиков.[99][100] После некоторых раздумий Кулистикова[101][102] были закрыты передачи «Свобода слова» Савика Шустера, который возглавил воссозданную дирекцию документального кино,[103][104] и «Личный вклад» Александра Герасимова, ушедшего с телеканала.[103] Должность заместителя гендиректора НТВ по информационному вещанию, освобождённую Герасимовым, заняла Татьяна Миткова,[105][103] однако перед ней было поставлено условие: она покинет эфир телеканала.[106]

Заместителем главного редактора службы информации был назначен Пётр Орлов (занимал одну из руководящих должностей на Первом канале). Программным директором телеканала стал Евгений Кучеренко, ранее работавший на аналогичной должности в ВГТРК. Был освобождён от должности заместителя гендиректора по производству Алексей Земский.[107] Главным продюсером канала стал Александр Левин, занявший место Кирилла Набутова, оставшегося работать на НТВ.[108] Также на НТВ вернулся Юрий Шалимов, который возглавил дирекцию правового вещания канала (ранее был ведущим программы «Криминал» и руководил программой «Вести. Дежурная часть»), заменив на этой должности Владимира Золотницкого.[109] В октябре 2004 года канал перешёл на круглосуточное вещание.[110]

Сетка вещания НТВ, процесс формирования которой, по требованию Кулистикова, потребовал «заморозки» почти всех информационных проектов,[103][111] была серьёзно обновлена. Программа «Страна и мир» в декабре 2004 года временно лишилась одного из своих ведущих Алексея Пивоварова, который позволил себе саркастические комментарии в адрес руководства канала по поводу назначения Леонида Парфёнова главным редактором «Русского Newsweek».[112] После возвращения Пивоварова программа была переименована в «Сегодня в 22.00»[113] и в 2005 году была закрыта, 7-часовой вечерний выпуск программы «Сегодня» стали вести те же ведущие, что и программу «Страна и мир», а остальные выпуски стали идти каждые три часа, с 2005 года появилась «Итоговая программа».

Были закрыты программы «Красная стрела»,[114][115] «Апельсиновый сок», «Гордон», «Улица Сезам». Их в сезоне 2004—2005 годов сменили «Программа максимум», «Реальная политика», документальный сериал «Следствие вели…» с Леонидом Каневским, ток-шоу «Стресс» с Александром Гордоном. Помимо них в эфире появились такие программы, как итоговое ток-шоу «Воскресный вечер с Владимиром Соловьёвым», заменившее «Намедни»,[116] автомобильная программа «Top Gear», «Хоббиты», «Короткие встречи» и «Дети напрокат». Программы «Протокол», «Внимание, розыск!», «Чистосердечное признание», «Профессия — репортёр» подверглись значительным изменениям.[117][118] Программа «Футбольный клуб» стала вновь выходить на НТВ.

Через год работы на НТВ Левин подал в отставку, и руководство канала приняло решение упразднить должность главного продюсера и передать управление телевизионными проектами Кучеренко.[119] Появлялись сообщения о разногласиях Татьяны Митковой с ведущими новостных программ.[120] Михаила Осокина, который вёл выпуски «Сегодня» в 19:00, «передвинули» сначала в ночной эфир,[121] а 12 января 2006 года стало известно, что канал вообще убирает из сетки вещания ночной выпуск новостей,[122][123] несмотря на достаточно хорошие рейтинги.[124][125] На следующий день, 13 января, Кулистиков пообещал предоставить телеведущему новую, другую должность на НТВ,[126] обсуждал с ним перспективу его участия в «цикловом историческом проекте» в формате исторического тележурнала,[127] который должен был выйти в эфир осенью 2006 года.[128] Однако Осокин принял решение уйти с НТВ и продолжить работать в новостной структуре, но уже на канале RTVi.[129][130][131]

В сезоне 2005—2006 годов, по мнению «Коммерсанта», НТВ «сделал основную ставку на трэш и криминал».[132] Тому доказательством явились высокие рейтинги программ «Чистосердечное признание», «Профессия — репортёр» и новой «Программы максимум».[133] Каналом были также приобретены новые права на трансляцию матчей Лиги чемпионов и Кубка УЕФА, согласно которым он транслировал матчи российских команд в этих турнирах и их финальные стадии до 2012 года.[134]

В 2006 году были закрыты программы «Сегодня в полночь» и «Сегодня в 22:00». Канал покинули Юлия Панкратова, Алексей Суханов, Ольга Волкова, Анна Шнайдер, Асет Вацуева и Павел Лобков. Панкратова перешла на Первый канал,[135] Суханов, Волкова и Лобков[135] перешли на Пятый канал, Анна Шнайдер — на канал «Вести». Из новостных программ ушёл Антон Хреков, которому было поручено возглавить новую дирекцию праймового вещания.[136] Таким образом, из четырёх человек (Алексей Пивоваров, Хреков, Панкратова, Вацуева), начинавших работать в программе «Сегодня» при приобретении ей формата «Страны и мира», в эфире в начале сезона 2006—2007 годов остался только Пивоваров,[135] который слухи о своём увольнении опроверг.[137] Асет Вацуеву чуть позже заменила Лилия Гильдеева.[138]

В сезоне 2006—2007 годов были запущены программы «Шнур вокруг света»,[139] «Наше всё» (по просьбе Дмитрия Медведева),[140] «Авиаторы» Алексея Пивоварова.[137][141] В ноябре 2006 года НТВ учредил ежегодную премию «Профессия — репортёр» для российских телерепортёров.[142] В самом конце 2006 года с канала ушёл главный дизайнер и арт-директор канала Сергей Шанович[143] (разрабатывал всю одежду канала начиная с осени 2001 года[144]), у которого якобы был конфликт с руководством канала.[145]

Продолжились снятия с эфира сюжетов журналистов НТВ. Новая программа Антона Хрекова «Главный герой» уже во втором выпуске лишилась сюжета о детстве Романа Абрамовича,[146] а чуть позже — рассказа об убитом Магомеде Евлоеве,[147][148] в «Русских сенсациях» не был показан сюжет о Владимире Жириновском,[149] не появился на экранах авторский фильм-репортаж Андрея Лошака «Теперь здесь офис» о застройке Москвы.[150][151]

Весной 2007 года НТВ и ТНТ покинули состав учредителей Академии российского телевидения, её членами также перестали быть Татьяна Миткова и Владимир Кулистиков. Таким образом, НТВ потерял право выдвигать своих сотрудников в номинанты премии «ТЭФИ».[152][153] За год до этого телекомпания не получила «ТЭФИ» ни за одну произведённую ей программу.[154] Уход из Академии канала и свой личный уход Кулистиков не обосновал, а Миткова покинула её из-за, по её мнению, проявленной академиками недобросовестности при предварительном отборе номинантов премии.[155]

Тем не менее, журналисты НТВ дважды — в ноябре 2006 года и в июне 2007 года — оказывались в числе награждённых президентом Владимиром Путиным государственными наградами «за большой вклад в развитие отечественного телевидения и многолетнюю плодотворную работу». Среди прочих, орден Почёта получил Владимир Кулистиков, ордена Дружбы — Татьяна Миткова, Владимир Кондратьев, Оксана Пушкина и Владимир Соловьёв, многие сотрудники канала получили медали ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней.[156][157][158][159][160]

В июне 2007 года Кулистиков заявил о том, что НТВ в течение 2004—2007 годов постоянно увеличивал свою прибыль и самостоятельно покрывает свои долги, благодаря чему не нуждается в постоянном финансировании «Газпром-медиа» и планирует возвести собственный телецентр в Останкино.[161] Проектное предложение по 15-этажному зданию было одобрено в январе 2009 года,[162] а прибыль телекомпании в 2008 году оказалась равной 716,5 миллионам долларов.[163] Постройка здания телецентра канала была вновь разрешена правительством Москвы в апреле 2012 года.[164]

В декабре 2007 года Союз журналистов России пожаловался на программу «Реальная политика» Глеба Павловского, в которой было сатирически показано, как Михаил Касьянов выбирает Союз журналистов как источник покупки им голосов для президентских выборов.[165] После выборов «Реальная политика» и «Воскресный вечер» Соловьёва закрылись как выполнившие свои задачи в предвыборном году,[166][167][168] хотя официально НТВ не участвовал в агитации (то есть не предоставлял партиям и кандидатам эфирного времени) ни перед президентскими, ни перед парламентскими выборами.[169] При этом Павловский заранее заявил о своём уходе после инаугурации нового президента.[170]

В январе 2009 года в качестве ведущего на телеканале дебютировал публицист Сергей Минаев с передачей «Честный понедельник».[171][172] В том же году продолжились трудности с показом репортажей Андрея Лошака: его сюжет о московских гастарбайтерах был сочтён руководством низкорейтинговым, и его съёмки были приостановлены.[173][174]

До сезона 2009—2010 не дожила закрытая в апреле 2009 года вторая передача Владимира Соловьёва «К барьеру!».[175] Заместителем гендиректора НТВ Александром Нечаевым было объявлено о переходе канала к содержательному дневному вещанию.[176] Были запущены программы «Средний класс», «Коллекция глупостей» с Максимом Кононенко,[177][176] «Сеанс Кашпировского» с Анатолием Кашпировским.[178][179] «Поздний разговор» с Константином Симоновым,[180][181] По итогам сезона руководители пяти телеканалов похвалили работу НТВ, особо отметив успех сериала «Глухарь», который Константин Эрнст назвал лучшим телесериалом сезона.[182] Владимир Кулистиков выделил на своём канале работы вернувшегося в 2008 году[183] Павла Лобкова и новый проект Антона Хрекова «НТВшники», однако раскритиковал сетку юмористического вещания.[184]

В начале сезона 2010—2011 из эфира РЕН ТВ на НТВ перешла «Нереальная политика» авторства Тины Канделаки и Андрея Колесникова.[185] 10 сентября 2010 года НТВ показал выпуск программы «ЧП. Расследование» о Юрии Лужкове под названием «Дело в кепке».[186] Фильм обсуждался высшим советом «Единой России».[187] Фильм был сделан за одни сутки,[188] Кулистиков заявил о готовности доказать достоверность фактов, представленных в фильме.[189] После трансляции ещё двух сюжетов похожей тематики на Первом канале и «России-1»,[190] а также ещё одного, более рейтингового,[191] репортажа НТВ «Дорогая Елена Николавна» о жене Лужкова Елене Батуриной[192] Лужков потерял пост мэра Москвы.[193]

В феврале 2011 года права НТВ на показ футбольных еврокубков — Лиги чемпионов, Лиги Европы и Суперкубка УЕФА — были продлены до 2015 года, при этом число игр, показываемых не только на «НТВ-Плюс», но и на НТВ, планировалось увеличить.[194]

В мае 2011 года с эфира программы «Центральное телевидение» журналиста НТВ Вадима Такменёва Владимиром Кулистиковым был снят сюжет о сокамернике Михаила Ходорковского Александре Кучме.[195] Однако сюжет о Ходорковском, ставший первым за несколько лет, был показан в этой программе в воскресный прайм-тайм 29 мая.[196] Ещё один сюжет передачи — о похищениях и пытках в Чечне — уже в новом сезоне был «отправлен на доработку», хотя некоторые источники утверждали, что причиной невыхода репортажа стало личное распоряжение Кулистикова.[197]

В ноябре 2011 года «Нереальная политика» закрылась из-за ухода из неё обоих ведущих, Канделаки и Колесникова, после запрета показа двух подряд выпусков — с Ксенией Собчак и с Верой Кичановой и Ясеном Засурским.[198] Впоследствии Канделаки опубликовала оба выпуска в своём блоге в «Живом Журнале».[199]

 Широкое освещение получили в СМИ действия НТВ в преддверии, в ходе и по окончании выборов в Госдуму 2011 года и президентских выборов 2012 года. 28 ноября 2011 года в офис ассоциации «Голос», сотрудники которой до этого уже дали два интервью телеканалу, ворвалась съёмочная группа[200] во главе с корреспондентом Михаилом Ивановым.[201] На его вопросы об источниках финансирования ассоциации её сотрудники отвечать отказались, а один из них, исполнительный директор Григорий Мельконьянц, снимал происходящее на мобильный телефон, в течение 7 минут 87 раз ответив Иванову вариациями фразы «НТВ — сурковская пропаганда».[200][201] Фраза приобрела большую популярность в Интернете и в итоге попала в готовившийся телекомпанией фильм о «Голосе» «Голос ниоткуда»,[202] рассказывающий о деятельности ассоциации с негативной точки зрения.[203] Мельконьянцем от лица «Голоса» были осуждены методы работы НТВ.[204]

В ночь с 9 на 10 декабря 2011 года стало известно, что ведущий «Сегодня» Алексей Пивоваров отказался вести вечерний новостной выпуск 10 декабря, если в нём не будут освещены акции протеста, проходившие в России в этот день.[205] Руководство НТВ опровергло подобные сообщения,[206] а сюжет о митингах стал главным в 19-часовом выпуске «Сегодня».[207] Несмотря на это, два репортажа, освещавших нарушения на парламентских выборах и реакцию на них в обществе, были сняты с эфира программ «Центральное телевидение» (в этой программе планировалось показать сюжет Павла Лобкова о фальсификациях на выборах[208]) и «Профессия — репортёр», вместе с выпуском ток-шоу «Последнее слово» на эту же тематику.[209] 22 января выпуск «Чистосердечного признания» с критической позиции рассказывал о новогодних каникулах оппозиционеров.[210]

В 2012 году канал покинули несколько журналистов. Первым в январе ушёл Павел Лобков,[211] с которым НТВ не продлила контракт.[212] Контракт Антона Красовского, который в декабре возглавил предвыборный штаб Михаила Прохорова[213] и ушёл в отпуск,[214] тоже истёк с окончанием 2011 года,[215] а новый он планировал обсудить после президентских выборов.[216] В итоге он тоже покинул НТВ.[217][218] И Лобков, и Красовский работали над программами дирекции праймового вещания канала, руководитель которой Николай Картозия также уволился в конце января.[219]

29 февраля 2012 года с канала ушла ведущая новостей спорта Юлия Дежнова.[220] Весной канал покинули Алексей Егоров (работал на НТВ с 1999 года, был корреспондентом программ «Криминал», «Сегодня», «Максимум» и «Намедни», а в последнее время автором проекта «Истории всероссийского обмана»), автор «Профессии-репортёр» Катерина Гордеева, шеф-редактор «Итоговой программы» Софья Гудкова и ещё ряд закадровых сотрудников[221][222][223]

16 марта 2012 года НТВ в выпуске «ЧП. Расследование» «Анатомия протеста» участники митингов зимы 2012 года обвинялись в том, что получали за это деньги.[224] Уже во время трансляции программы в социальных сетях появилось негативное отношение к выпуску.[225] Часть пользователей обвинила НТВ в ангажированности, продажности и вранье.[226][227] Сразу после показа передачи сайт телекомпании был атакован хакерами[228] и несколько раз становился недоступным впоследствии.[229][230][231][232][233][234] Блогер Рустем Адагамов заявил, что кадры с людьми, получавшими деньги за участие в оппозиционной акции «Белый круг», были сняты заранее, причём те, кто выступил в качестве «оппозиционеров», были набраны по объявлению на сайте massovki.ru.[235] На следующий день медиахолдинг «Эксперт» официально объявил о расторжении с «НТВ» любых видов сотрудничества в будущем.[236] Гарри Каспаров в знак протеста отказался от участия в программе «НТВшники», назначенной на 18 марта.[237]. Показ «Анатомии протеста» стал поводом для проведения двух несогласованных митингов в Москве — 17 марта на Пушкинской площади[238][239] и 18 марта у телецентра «Останкино».[240][241][242] 18 марта в прайм-тайм НТВ повторило программу в своём эфире,[243] повтор посмотрел каждый пятнадцатый москвич.[244] Прозвучали призывы к бойкоту телеканала.[245][246]

16 апреля 2012 года контракт НТВ с Владимиром Кулистиковым был продлён до 2016 года.[247] Позже он объявил о том, что в будущем телеканал ждёт серьёзная реорганизация, а ряд журналистов — Александр Уржанов, Светлана Селина (шеф-редактор и продюсер «Центрального телевидения», соответственно), Катерина Гордеева — покинули канал из-за конфликта с ним.[248][249] Уржанов до увольнения высказывал сомнения в общем качестве продукции, производимой телекомпанией, а «Анатомию протеста» назвал «позором».[250][249] Ограничения, с которыми сталкивается журналистский коллектив НТВ при выполнении своих обязанностей, были упомянуты Алексеем Пивоваровым на встрече пяти ведущих российских телеканалов с Дмитрием Медведевым.[251]

В канун Дня Победы 2012 года НТВ снял с эфира фильм «4 дня в мае» из-за негативных отзывов ветеранов Великой Отечественной войны.[252] Также споры вызвал фильм «Служу Советскому Союзу», который попросил не показывать в эфире 22 июня министр культуры Владимир Мединский.[253] Просьба была отвергнута.[254]

Продолжились разногласия журналистов канала с оппозицией. В ходе московского «Марша миллионов» 6 мая 2012 года два корреспондента канала были избиты участниками шествия, а фургон НТВ подвергся атаке.[255] Специальный корреспондент канала Константин Смирнов, отказавшись находить компрометирующий оппозицию материал для продолжения «Анатомии протеста», уволился с НТВ в том же месяце.[256] Недопонимание возникло между другим корреспондентом телекомпании, Еленой Жигулиной, и Сергеем Удальцовым: последний якобы удерживал её у себя в квартире.[257] Суд отказал им обоим в возбуждении уголовных дел друг против друга.[258]

Перед телесезоном 2012—2013 годов была закрыта программа «Честный понедельник».[259] Объявлено о запуске новой программы «Луч Света», ведущей которой стала Светлана Курицына, известная в Рунете как «Света из Иванова» и дневного ток-шоу «Средь бела дня», ведущим которого стал Виктор Набутов.[260][261][262] Также с этого сезона НТВ будет транслировать один матч каждого тура чемпионата России по футболу.[263]

В августе 2012 года показан "документальный" сериал "Россия. Полное затмение". Фильм представляет собой стеб в стиле Сергея Курехина с общей псевдопророссийской риторикой про шпионов, зомбоящик и т.п.[264] Показ был прерван репортажем о задержании "преступной съемочной группы" сотрудниками ОМОНа. При этом собственные сотрудники были названы нечистоплотными провокаторами. Затем показан фрагмент балета с возможной аллюзией на годовщину путча и голосом автора фильма Андрея Лошака, искаженный помехами. Таким образом, руководство канала в лице "официального ведущего" Пивоварова отшутилось от откровенно лживой информации, подаваемой зрителям под видом сенсации. Низкое качество материала в целом (плохая игра актеров, замес реальных цитат[265] и глупостей[266], "отмазка в конце") по сравнению с тем же Курехиным) свидетельствует о политическом заказе создателям фильма.

Логотип

Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Первый логотип (1 — 30 ноября 1993)
Image-silk.png Второй логотип (1 декабря 1993 — 16 января 1994)
Image-silk.png Третий логотип (17 января — 31 августа 1994)
Image-silk.png Четвёртый логотип (1 сентября 1994 — 10 августа 1997)
Image-silk.png Пятый логотип (11 августа 1997 — 9 сентября 2001)
Image-silk.png Шестой логотип (10 сентября 2001 — 3 июня 2007)
Image-silk.png Седьмой логотип (4 июня 2007 — настоящее время)

Телеканал сменил 6 логотипов. Нынешний — 7-ой по счёту.

В 1993 году стоял в правом нижнем углу. С 1993 по настоящее время стоит в левом нижнем углу.

  • С 1 по 30 ноября 1993 года первый логотип имел всего лишь три буквы НТВ, но без шарика. Находился в правом нижнем углу.
  • С 1 декабря 1993 по 16 января 1994 года логотип был огромным светло-серого цвета и с зелёным шариком. Находился в левом нижнем углу.
  • С 17 января по 31 августа 1994 года логотип был огромным, линии контура толстые, однако буквы стали белого цвета. Находился там же.
  • С 1 сентября 1994 по 10 августа 1997 года логотип был огромным, линии контура тонкие, не всегда заметные, особенно на белом фоне. Находился там же.
  • С 11 августа 1997 по 6 сентября 1998 года логотип был похож на сегодняшний, шрифт букв НТВ был изменён, но порядок букв остался. Шарик был сменён на матовый и имел блик от окна. Находился там же.
  • С 7 сентября по 22 ноября 1998 года использовался тот же логотип версии «1997-1998», но он был поднят немного вверх. Находился там же.
  • С 23 ноября 1998 по 9 сентября 2001 года логотип был также похож на сегодняшний и имел три нынешние буквы НТВ белого цвета с матовым зелёным шариком, был выпуклым и отбрасывал чёрную тень, особенно на белом фоне. Логотип был более узким по сравнению с предыдущей редакцией. Находился там же.
  • С 10 сентября 2001 по 3 июня 2007 года логотип был похож на сегодняшний, имел широкие линии контура и шарик зелёного цвета. Блик от окна был заменён на точку. Порядок букв остался. Находился там же.
  • С 4 июня 2007 по 29 августа 2010 года использовался тот же логотип версии «2001-2007», но он был немного сжат. Находился там же.
  • С 30 августа 2010 по настоящее время используется тот же логотип версии «2001-2007», но он уменьшился в размере, а шарик заменён на светло-зелёный. Находится там же.

Часы

Часы показывают перед информационными программами, в начале и в конце эфира, а также перед профилактикой и после профилактики. С 10 октября 1993 по 6 сентября 1998 года часы были без звука.

  • С 10 октября 1993 по 31 августа 1994 года со дня выхода телеканала в эфир часы были такие же, как на Центральном Телевидении СССР — синие с большими белыми стрелками и цифрами. Часы были без звука.
  • С 1 сентября 1994 по 10 августа 1997 года у часов появился свой стиль, разработанный тогдашним дизайнером телеканала Семёном Левиным. На синем фоне цифры были выполнены шрифтом Comic Sans Ms, стрелки были белыми. Часы были без звука.
  • С 11 августа 1997 по 6 сентября 1998 года показывались те же часы, но к ним добавился объёмный синий циферблат. Часы были без звука.
  • С 7 сентября 1998 по 9 сентября 2001 года часы были «лежащими», по диагонали из левого нижнего в правый верхний угол была вытянута стрелка, вокруг которой крутилась часть белого циферблата. Цифры и градуировка были чёрными, а после прохождения под стрелкой становились зелёными. Также показывалось текущее цифровое время, а рядом со стрелкой по середине как бы транслировался внутренний механизм этих часов.
  • С 10 сентября 2001 по 31 августа 2003 года часы были «летающими», они как бы летали в космосе туда-сюда, циферблат был прозрачным, цифры 3, 6, 9, 12 светились по мере прохождения через них единственной секундной стрелки. Внизу на прозрачной полоске показывали и текущее цифровое время.
  • С 1 сентября 2003 по 20 января 2008 года часы представляли собой тарелку с зелёным донышком, на котором показывали единственную секундную стрелку. Градуировка начиналась после цифры 9, цифры 3, 6, 9, 12 светились по мере прохождения мимо стрелки. Внизу на прозрачной полоске показывали и текущее цифровое время.
  • С 21 января 2008 по 31 августа 2012 года использовались те же часы, но у них поменялся шрифт у последних цифр, а текущее цифровое время показывали уже на белой непрозрачной полоске.
  • С 1 сентября 2012 по настоящее время часы имеют довольно странный вид: множество разбросанных цифр, посередине эти цифры изображают текущее цифровое время. Цвет зелёный. Фон часов — утром и днём — белый, вечером и ночью — чёрный.

Программы

Сотрудники

В творческом коллективе канала в разное время работали следующие известные журналисты:

  • Ольга Волкова
  • Борис Берман
  • Ильдар Жандарёв
  • Александр Гордон
  • Александр Анучкин
  • Александр Гусаров
  • Руслан Гусаров
  • Алим Юсупов
  • Дмитрий Дибров
  • Владимир Кара-Мурза
  • Евгений Киселёв
  • Лилия Гильдеева
  • Павел Лобков
  • Евгений Маслов
  • Юлия Бордовских
  • Алексей Поборцев
  • Елена Ищеева
  • Виктор Никулин
  • Сергей Варчук
  • Павел Любимцев
  • Татьяна Миткова
  • Николай Николаев
  • Михаил Таратута
  • Олег Винокуров
  • Глеб Пьяных
  • Владимир Сафронов
  • Андрей Федорцов
  • Яков Бранд
  • Владимир Карташков
  • Владимир Гендлин
  • Алексей Кондулуков
  • Глеб Павловский
  • Георгий Черданцев
  • Константин Смирнов
  • Денис Юченков
  • Михаил Маркелов
  • Ашот Насибов
  • Борис Корчевников
  • Нугзар Келиселидзе
  • Юрий Липатов
  • Лев Новожёнов
  • Владимир Чернышов
  • Владимир Золотницкий
  • Илья Зимин
  • Оксана Пушкина
  • Денис Солдатиков
  • Айрат Шавалиев
  • Алексей Бурков
  • Владимир Маслаченко
  • Игорь Потоцкий
  • Алексей Суханов
  • Александр Шашков
  • Иван Усачёв
  • Елизавета Листова
  • Марина Юденич
  • Михаил Осокин
  • Леонид Парфёнов
  • Марианна Максимовская
  • Алексей Пивоваров
  • Артур Валеев
  • Михаил Тукмачёв
  • Андрей Лошак
  • Анна Лошак
  • Александр Хабаров
  • Павел Селин
  • Владимир Соловьев
  • Светлана Сорокина
  • Григорий Кричевский
  • Олег Чертков
  • Евгений Кириченко
  • Наталья Мальцева
  • Фёкла Толстая
  • Елена Ханга
  • Ярослав Левашов
  • Вилле Хаапасало
  • Максим Кононенко
  • Виктор Шендерович
  • Кирилл Набутов
  • Виктор Набутов
  • Михаил Ширвиндт
  • Антон Зайцев
  • Савик Шустер
  • Александр Герасимов
  • Юлия Латынина
  • Василий Уткин
  • Владимир Кондратьев
  • Пётр Марченко
  • Анна Дмитриева
  • Максим Рогаленков
  • Михаил Решетов
  • Евгений Майоров
  • Борис Майоров
  • Андрей Черкизов (Семёнов)
  • Дмитрий Хавин
  • Сергей Тычкин
  • Андрей Куницын
  • Тина Канделаки
  • Леонид Закошанский
  • Виктор Травин
  • Ляйсан Утяшева
  • Михаил Борисов
  • Сергей Морозов
  • Виктор Бертье
  • Кирилл Иванченко
  • Лада Негруль
  • Александр Гуревич
  • Алексей Зимин
  • Антон Войцеховский
  • Наталия Метлина
  • и другие.

Руководители

Президенты
  • Игорь Малашенко (1993—1997)

Далее должность Президента Телекомпании НТВ была полностью слита с должностью Генерального Директора Телекомпании НТВ

Вице-президенты
  • Олег Добродеев (1993—1997)
  • Евгений Киселёв (1993—1997)
Генеральные директоры
  • Игорь Малашенко (1993—1997)
  • Олег Добродеев (1997—2000)
  • Евгений Киселёв (2000—2001)
  • Борис Йордан (2001—2003)
  • Николай Сенкевич (2003—2004)
  • Владимир Кулистиков (2004—настоящее время)
Заместители Генерального директора по информационному и общественно-политическому вещанию
  • Александр Герасимов (2003—2004)
  • Татьяна Миткова (с 2004)
Главные редакторы
  • Евгений Киселёв (199? — 2001)
  • Владимир Кулистиков (апрель 2001 — осень 2001)
  • Татьяна Миткова (2001—2003, 2004 — настоящее время)
  • Александр Герасимов (2003—2004)
Главные продюсеры
  • Алексей Цыварев (1994—1996)
  • Леонид Парфёнов (1997—1999)[267]
  • Александр Левин (1999—2001, 2004—2005[268])[269]
  • Александр Олейников (апрель—октябрь 2001г.)[270]
  • Сергей Шумаков (2001—2003[271])
  • Кирилл Набутов (2003—2004)
Главные режиссёры
  • Александр Файфман (1997—1998)
Председатели Совета Директоров
  • Евгений Киселёв (1993—2001)
  • Альфред Кох (весна 2001 — осень 2001)
  • Александр Дыбаль (2003—2004)
  • Николай Сенкевич (2004 — настоящее время)
Исполнительные директоры
  • Сергей Мкртчян (1997—1999)
Главные редакторы Службы информации
  • Олег Добродеев (1993—1997)
  • Владимир Кулистиков (1997—2000)
  • Григорий Кричевский (2000—2001)
  • Татьяна Миткова (2001—2003)
  • Александр Герасимов (2003—2004)
  • Татьяна Миткова (с 2004)
Заместители главного редактора Службы информации
  • Владимир Кулистиков (1996—1997)
  • Пётр Орлов (с 2003)
Директоры Дирекции планирования и программ
  • Олег Точилин (1998—2001)
Программные директоры
  • Александр Олейников (2001—2002)[272]
  • Алексей Ефимов (2002—2003)[273]

Заставки рубрик

В 1998-2001 годах заставки рубрик были построены по тому же принципу, что и рекламные заставки:

  • В заставке появлвялся Глеб Жеглов в исполнении Владимира Высоцкого, а потом появлялась надпись "Русский детектив"
  • В заставке появлялся Маугли, держащий кинжал, а затем появлялась надпись "Мультфильмы"
  • В заставке появлялся мужчина, игравший на флейте, а затем появлялась надпись "Музыка на канале"
  • В заствке к отечественным фильмам показывалась Любовь Орлова, а затем появлялась надпись "Наше кино"
  • В заставке к ночным киносеансам девушка тушит свечу.
  • В заставке появлялась женщина, ухаживающая за больным ребёнком, а затем появлялась надпись "Час сериала". Также существовал другой вариант заставки. Появлялся крутой Уокер в исполнении Чака Норриса, а затем появлялась надпись "Час сериала"

Критика

АПЛ «Курск»

НТВ, как и ОРТ, очень жёстко выступало по трагедии подводной лодки «Курск», чем действующий на тот момент президент Владимир Путин был недоволен.[274]

Белорусский инцидент

После антипрезидентского фильма о Лукашенко «Крестный батька», показанного на НТВ 4 июля 2010 года, в Белоруссии решили защититься от НТВ. 6 июля 2010 года белорусский республиканский союз молодежи провёл перфоманс «ОСТОРОЖНО! ВОНЯЕТ КАнаЛ НТВ».[275]

Инцидент с ЛГБТ

В апреле 2011 года Общественная коллегия по жалобам на прессу признала «дискриминационный подход подачи материала и нарушение профессиональной этики» в программе «Чистосердечное признание», вышедшей в эфир 3 октября 2010 года под названием «Между нами, девочками». С жалобой в коллегию обратилась Российская ЛГБТ-сеть при поддержке нескольких общественных организаций. По мнению заявителей, в программе был продемонстрирован не соответствующий действительности образ лесбиянок и бисексуалок, способствующий формированию и укреплению негативных стереотипов в отношении секс-меньшинств, были искажены факты и распространена информация о личной и семейной жизни конкретных лиц без их согласия. Координатор программы «Правовая помощь» Российской ЛГБТ-Сети Ксения Кириченко обратила внимание Коллегии на то, что дискриминационный подход к социальной группе, в которую входят лесбиянки, геи, бисексуалы и трансгендеры, приходится признать типичным для НТВ. Большинство членов коллегии сочли, что материал носит дискриминационный характер, поддержав позицию заявителей.[276][277][278]

НТВ-Холдинг

НТВ-Холдинг был создан в 1997 году. В холдинг вошли:

  • ОАО «Телекомпания НТВ»
  • ОАО «ТНТ-Телесеть»
  • ОАО «НТВ-Плюс»
  • ЗАО «Эхо Москвы»
  • ЗАО «НТВ-International»
Генеральные директоры
  • Игорь Малашенко (1997—1998)
Исполнительные директоры
  • Михаил Шмушкович (2001)

НТВ+

Компания платного спутникового телевещания НТВ+ основана в 1996 году, и стала одной из первых и самых успешных российских сетей спутникового вещания. Изначально состояла из четырёх каналов (Зарубежное кино, Российское кино, Спорт, Музыка), позднее сеть стала также транслировать передачи каналов Discovery и Fox Kids. В настоящее время в НТВ+ входит несколько сотен каналов.

НТВ Мир

НТВ-Мир — это международная, лицензионно очищенная версия НТВ, специально подготовленная для зарубежных зрителей.

 

НТВ-Канада

НТВ-Канада — это канадская, лицензионно очищенная версия НТВ, специально подготовленная для канадских зрителей. Вещает исключительно в Канаде. Вещание началось в январе 2006 года на месте НТВ-Мир.

НТВ-Профит

НТВ-Профит — совместная кинокомпания НТВ и продюсерской компании «Профит», занимавшаяся съёмкой и распространением фильмов и телесериалов, а также прокатом зарубежных фильмов. Изначально входила в холдинг «Медиа-Мост». Среди работ НТВ-Профит — Вор и Восток-Запад, номинировавшиеся на «Оскар», Мама, Цирк сгорел, и клоуны разбежались, «Поклонник», «Хочу в тюрьму», сериалы «День рождения Буржуя» и «День рождения Буржуя 2» и др. Позже компании разорвали контракт и сейчас занимаются производством кино и телесериалов по отдельности.

НТВ-Дизайн

НТВ-Дизайн — компания, которая специализируется на производстве телевизионного дизайна и компьютерной графики для каналов НТВ и ТНТ.

Книги об НТВ

В 2002 году на свет появилась книга Виктора Шендеровича «Здесь было НТВ», в которой автор описал давление на НТВ со стороны властей и последующую смену руководства. В книге две части: первая — собственно «Здесь было НТВ», вторая — «Куклиада» — повествует об истории программы «Куклы».
В 2004 году вышло второе издание книги, получившее название «Здесь было НТВ, ТВ-6, ТВС …и другие истории». К тексту первого издания добавился рассказ о событиях, произошедших с журналистским коллективом НТВ после их ухода с канала.



Обновлен 06 окт 2012. Создан 22 сен 2012



  Комментарии       
Имя или Email


При указании email на него будут отправляться ответы
Как имя будет использована первая часть email до @
Сам email нигде не отображается!
Зарегистрируйтесь, чтобы писать под своим ником
счетчик посещений статистика тИЦ и PR сайта open-it.io.ua Яндекс.Метрика

Все аудиовизуальные материалы представлены исключительно для ознакомления без целей коммерческого использования. Права в отношении фильмов принадлежат их законным правообладателям. Любое распространение и/или коммерческое использование без разрешениязаконных правообладателей запрещено. Пожалуйста, удалите полученные аудиовизуальные материалы после ознакомления с ними и приобретите лицензионную копию. Зона io.ua является свободной зоной, выделенная для пользователей сети интернет, с целью обмена информацией.
ТВ онлайн, торрент-ТВ, фото,картинки,обои на рабочий стол,видео-уроки,очерки,рецензии,онлайн,смотреть,клипы,ролики,скачать,Видео,Фильмы,Сериалы,Мультфильмы,Мультсериалы,Телепередачи,Аудио,Альбомы,Синглы,Сборники,Саундтреки,Игры,Традиционные,Онлайн,Казуальные,Литература,Художественная,Прикладная,Журналы,Комиксы,Аниме,Биография,Боевик,Вестерн,Военный,Детектив,Детский,Документальный,Драма,История,Комедия,Короткометражка,Криминал,Мелодрама,Мистика,Музыка,Мультфильм,Мюзикл,Нуар,Приключения,Семейный,Спорт,Триллер,Ужасы,Фантастика,Фильм-нуар,Фэнтези,Эротика,анимация